Что нужно знать о акустико-мнестической афазии

ПРЕОДОЛЕНИЕ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

Как уже говорилось выше, при этой форме афазии из-за нарушения слухоречевой памяти на ее нейронном, корковом уровне возникают расстройства понимания серийно органи­зованного высказывания. При этом наблюдаются трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух серий слов (как не связанного смыслом простого перечисления слов, напри­мер ухо, лес, рак, так и серии слов, входящих в предложения). Больные с акустико-мнестической афазией успевают «запо­мнить» из 3—4 слов первое и последнее слово, не удерживая в памяти «центральные» слова (например, из серии слов «суп», «нос», «рак», «кот» больной после небольшой паузы сможет повторить лишь слова суп и кот, а если паузу увеличить, то и эти слова «сотрутся» из его слухоречевой памяти). Причем ин­теллект и все другие виды памяти (зрительная, тактильная, на события жизни и т.п.) у больного сохранены. Больной не успе­вает «схватить» все элементы предложения, поэтому отвечает невпопад, теряется во время беседы с двумя, тремя собеседни­ками, говорящими в быстром темпе, с трудом понимает речь по радио и телевидению, не может записать под диктовку чу­жой адрес, номер телефона и т.п. Однако этим его речевые трудности не ограничиваются. Больному необыкновенно труд­но вспоминать названия предметов (амнестические труднос­ти), действий, дат, простых чисел, прилагательных и наречий, нередко он заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо «мальчик читает» больной может сказать «человек чем-то занимается, очень хороший человек, умница, маленький» и, понимая, что нашел неточные слова, просит подсказать ему точные. Повто­рение отдельных слов, чтение несложного текста, запись от­дельных слов под диктовку остаются сохранными.

При этой форме афазии нарушается объем слухоречевой памяти, обусловленный, вероятно, тем, что поле 21 височной доли коры головного мозга является и зоной перекрытия ви­сочной и затылочной доли (поле 37) и в то в же время получает постоянную активацию от «задних» подкорковых отделов, их ядер и восходящих и нисходящих проводников, которые вследствие нарушения коры головного мозга вторично снижа­ют свою активацию. Кроме того, нельзя забывать, что при вос­приятии речи на слух в клишеобразной ситуативной речи выпадает в слове восприятие неударных слогов, а во фразе — малоинформативных слов и акцентируется внимание на слове интонационно выделенном, на которое «падает» логическое ударение, оно может стоять как в начале, так и в конце устного «текста» собеседника. Все эти задачи осуществимы в процессе подготовительных заданий, некоторые из которых мы приво­дим.

В разделе «Преодоление акустико-мнестической афазии» сборника упражнений «Коррекция сложных речевых рас­стройств» (стр. 236—266) предлагается система заданий (всего 56 заданий), помогающих постепенно расширить у больного объем слухоречевой памяти, что облегчает ему преодоление амнестических трудностей при нахождении названия предме­тов и действий. Основными «рычагами» и «костылями» в пре­одолении акустико-мнестической афазии являются не только сохранный фонематический слух на отдельные звуки речи, не только относительно сохранная устная речь больного, сохран­ность чтения и письма на уровне отдельных слов, но и: 1) зри­тельная память; 2) воспитание прогнозирования и планирова­ния воспринимаемой речи с опорой на зрительное восприятие предметов; 3) восстановление представления о качествах пред­мета или действия; 4) соотнесение предмета с категорией, к которой он относится, например, обувь, овощи и т.п., назва­ния городов, стран и т.п.; 5) удержание в памяти разной степе­ни сложности чисел.

В процессе письма у больных возникают трудности не только в нахождении слова, но и в нахождении нужного окон­чания существительных в косвенных падежах, согласовании в роде и числе глаголов и существительных, трудности употреб­ления местоимений. Желательно, чтобы больной начал схема­тически рисовать предметы, изображенные на рисунках посо­бия, уточняя и называя их детали (например, стол — письмен­ный стол, это его ножки, не ноги, а ножки. Это крышка стола, на ней пишут. Крышки бывают и у других предметов, но у них другие функции. Ящики стола и т.д. А это кочан капусты. Это листья капусты. Внутри кочана кочерыжка. Кочан круглый. Крепкий. А бывает рыхлый. Капуста бывает свежая. и т.д.). Эти упражнения, закрепленные схематичным рисунком боль­ного, содействуют преодолению амнестических трудностей.

Особое место в системе преодоления амнестических труд­ностей занимают задания на составление кратких письменных предложений, записанных больным по схеме: кто? что делает? где? куда? зачем? и т.д. В этом сказывается роль лобной доли.

подлежащее—————— > сказуемое———— > дополнение и т.д.

Их цель — ограничить многоречивость больного, приучить его к контролю, планированию высказывания по простой сю­жетной картинке, к точности выбора слов, после чего можно перейти к составлению несложных текстов по сериям карти­нок, а затем к самостоятельному написанию рассказов по реп­родукциям (открыткам) бытовых картин русских и зарубежных художников, желательно с юмористическим или историческим сюжетом, чтобы больному было интересно самостоятельно ра­ботать. Рассказ по репродукции больной может написать в те­чение нескольких дней, уточняя детали картины, эпоху, в ко­торую жил художник, и время, им изображенное.

Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Иногда они трудны в обще­нии, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стрем­лением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. Больные с этой формой афазии являются самыми перспективными, возвращаются к работе даже писателя, литературоведа и режиссера, для которого слухоречевая память в работе с актерами в высшей степени значи­тельна.

Приведем примерную последовательность заданий. Задание. Потренируйте зрительную память. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели.

Булка, суп, яблоко, кувшин, масло, конфеты.

Задание. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели. Первый ряд рисунков; второй ряд рисунков; третий ряд рисунков.

Рука, арбуз, сахар; флаги, конфеты, цветы; заяц, щука, щенок.

Задание. Помогите больному показать два рисунка из трех, а затем три рисунка из четырех. Сделайте разные комбинации в последовательности рисунков.

Задание. Задание рассчитано на 5 занятий. Прочитайте предложения из трех слов (вопросы: кто? что делает? кого? что? чем?). Найдите их на рисунках. Подчеркните глагол в предложениях. Запишите эти предложения под диктовку.

Мальчик гонит корову в поле. Девочка бегает на коньках. Мама кормит дочку манной кашей. Она держит дочку на коле­нях. Дети выпускают белку из клетки.

Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного найти по два числа 7, 2; 6, 5; 9, 4; 8, 3; 1, 7; по три числа 2, 6, 7; 5, 6, 9; 8, 6, 3 и т.д.

Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного срисовать вертикально и горизонтально расположен­ные прямоугольники, понять, что большинство окружающих нас предметов имеют форму прямоугольника, квадрата, круга и овала. Попросите сначала срисовать прямоугольники: фла­жок, зеркало, стол, стул, тетрадь, окно, дверь, а затем продол­жить дорисовывание различных геометрических фигур до схе­матического изображения предметов. Предложите больному рассмотреть рисунки в разных разделах «Пособия» и схематич­но их дорисовать, выделяя и дорисовывая основные признаки предмета.

Задание. Существует множество интонаций, которые делят речь на определенные отрезки в два слова, в три слова и т.д.

Эти отрезки соответствуют речевому дыханию и имеют особые виды интонации: интонацию начала и интонацию конца и на­зываются синтагмами. Проследите ритм этой интонации при перечислении порядкового счета, названий дней недели и ме­сяцев года:

Один-два, три-четыре, пять-шесть, семь-восемь, девять-де-сять; понедельник-вторник, среда-четверг, пятница-суббота-воскресенье; январь-февраль-март; апрель-май-июнь, июль-август-сентябрь, октябрь-ноябрь-декабрь.

Обратите внимание больного на то, как его голос то повы­шается, то понижается. Запишите эти самые простые синтаг­мы под диктовку сначала по два, а затем по три, то есть январь-февраль-март, июль-август-сентябрь. У этих синтагм твердая временная последовательность.

Задание. Запишите под диктовку номера телефонов:

121-13-31, 921-11-29, 256-59-41, 291-17-80, 132-88-44, 945-54-19, 634-31-87, 281-32-18, 905-15-51, 593-39-25 и т.д. (дикто­вать можно как телефоны знакомых людей, так и придуман­ные).

Задание. Запишите под диктовку примеры:

35+16+27= , 74+18+55= , 432+18= , 587+48= , 826-35= , 967-89= и т.д.

Задание. Запишите под диктовку, а затем по памяти имена, отчества и фамилии знакомых людей.

Задание. Запишите под диктовку имена, отчества и фами­лии известных писателей и поэтов.

Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Максимович Горький, Владимир Владимирович Маяковский и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что больной должен «знать», «прогнозировать» «тематику» задания, опираясь либо на предметные и сюжетные рисунки, либо на числа, фамилии, имена и т.п.

Преодоление аграмматизма при акустико-мнестической афазии описано в работах Ж.М. Глозман, Н.Г. Калиты, Л.С. Цветковой и других авторов.

В заключение этого раздела считаем необходимым под­черкнуть некоторые особенности лексического состава речи больных с амнестико-семантической и акустико-гностическои афазиями, что нужно учитывать при понимании некоторых сторон их речевых расстройств, а следовательно, при выборе соответствующих приемов их преодоления, а также при вопро­се о неназойливом использовании схемы предложения при эф­ферентной моторной и акустико-мнестической афазиях.

Больные с акустико-мнестической афазией чрезвычай­но многоречивы, что объясняется стремлением довести свою мысль до слушателя. Больные осознают, что собеседник за­трудняется в понимании их речи, и пытаются подобрать более точные слова для передачи замысла высказывания, но не нахо­дят этих слов и вторично или третично пытаются найти подхо­дящие слова, которые зачастую заменяются либо местоиме­ниями, либо неудачно найденным словом. Схема предложе­ния, сюжетные рисунки и «слова для справок», данные к рисункам, среди которых больной может найти нужное слово (опять-таки при помощи чтения!), своими рамками и вопроса­ми организуют его речь, восстанавливают функцию называния предмета, действия или его качества, ограничивают его рече­вую активность, восстанавливают необходимое для общения ядро лексикона. Первоначально больному предлагаются ри­сунки на сугубо бытовые темы.

При эфферентной же моторной афазии схема предложе­ния содействует развертыванию фразы, акцентируя его внима­ние на так называемой группе сказуемого. Кстати, надо по­мнить, что аграмматизм этих двух форм афазий весьма разли­чен. Если больные с ЭМА как бы игнорируют флексии ко-семантической афазии тем, что при последней нарушается прежде всего ядро лексикона, о чем свидетельствует обилие вербальных парафазии, не наблюдаемых при амнестико-се-мантической афазии. Изучение вербальных парафазии, про­веденное Э.С. Бейн (1977, 1961), И.Т. Власенко (1990), мно­гократно наблюдаемых и собираемых нами, показывает, что вербальные замены у больных с акустико-мнестической афа­зией изящны, абстрактны, не всегда объяснимы, например, «Спрячь хлеб в гардероб», «Волк увидел охотников и деликатно скрылся в кустах», стена — «простыня» и т.п. Как показал про­водимый нами эксперимент, при использовании ассоциатив­ного словаря русского языка больных с разными видами афа­зии (к сожалению, не опубликованного), при акустико-мнес­тической афазии страдают прежде всего ближние лексические ассоциативные связи, и весьма сохранны редкие, далекие ассо­циативные связи: рука — «позвольте вашу ручку», «ручки для поцелуев», «прелесть»; герой — «в романе, на сцене, в кино»; актер — «шут, парик» и т.п. Наиболее полно особенности на­рушения словесного мышления взрослых и детей с наруше­ниями речи освещены в работах И.Т. Власенко (1973, 1990).

Этими семантическими особенностями больных и продик­тованы помещенные в нашем пособии «Коррекция сложных речевых расстройств» задания, в том числе и по восстановле­нию у них речевых ассоциаций, конкретизации инварианта значения слова и многозначности слов. Э.С. Бейн считала, с чем согласны и мы, что в амнестических трудностях больных с акустико-мнестической афазией лежат и стертые представле­ния о звуковом составе слов, легко заменяемых более частот­ными местоимениями и глаголами. Это может объясняться и тем, что очень часто наблюдается комплексная акустико-гнос-тическая и акустико-мнестическая афазия, при которой неред­ко либо спонтанно восстанавливается фонематический слух, либо по преодолении нарушений фонематического слуха в процессе логопедических занятий выявляются все признаки акустико-мнестической афазии. Акустико-мнестическая афазия у правшей и левшей абсолютно одинакова и весьма пер­спективна в плане ее преодоления в течение полутора-двух лет систематических занятий, опирающихся на раннем этапе прежде всего на феномен смыслового прогнозирования в про­цессе ситуативной речи, а на поздних этапах на восстановле­ние чтения и написание сложных текстов по репродукциям картин, то есть на освоение всего объема лексикона родного языка в процессе планирования высказывания и изжития воз­можно скрытых следов нарушения фонематического слуха, явно участвующего в реализации письменной речи.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Причины, симптомы и лечение диссоциативной амнезии

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Что лежит в основе акустико-мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия – подвид амнестической дисфазии и патология речи, обусловленная снижением объема слуховой и речевой памяти. В основе акустико-мнестической афазии – трудности в подборе нужного слова в диалоге и письме, сложности воспроизведения информации. Расстройство также сопровождается частичным непониманием быстро произносящейся слуховой речи.

В научный обиход термин ввел А. Лурия, советский нейропсихолог, однако другие специалисты в области нейропсихологии используют термин «сенсорно-мнестическая афазия», хотя суть обоих терминов аналогична. Акустико-мнестическая афазия относится к ряду афатических нарушений, при которых периферический механизм речевого аппарата сохранен (язык, губы, связки), но больные не могут им воспользоваться, так как дисфазия имеет центральный механизм.

Чистая форма нарушения речи как самостоятельная патология не встречается. Она сочетается с другими неврологическим и психическими расстройствами, чаще всего с географической дезориентацией, нарушением двигательной сферы, памяти или чувствительности.

Причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении 21 и 37 поля Бродмана. 21 поле – это часть боковой коры височной области, участвует в обработке слуховой информации. 37 поле располагается в хвостовой части веретенообразной извилины и частично в нижней височной коре. Это акустико-гностический центр, отвечающий за понимание речи и распознавание знакомых лиц.

Нарушение функции возникает, когда нервная ткань этих полей погибает в результате следующий причин:

  1. Инсульты. Это наиболее часто встречающая причины любых высших корковых функций. У людей, которые перенесли ишемический или геморрагический инсульт, дисфазия наблюдается у 30-60%. Вследствие ишемического инсульта кора погибает от недостатка кровообращения, а геморрагического вследствие внутримозгового кровоизлияния.
  2. Внутричерепные опухоли, располагающиеся в проекции 21 и 37 полей Бродмана. Объемное новообразование сдавливает нервные клетки и разрушает их. Последствия отягощаются, когда в зоне компрессии возникают воспалительные реакции и отек.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки погибают в результате размножения и посттравматического отека. Осложняется образованием внутримозговой гематомы.
  4. Нейроинфекции. Наиболее частые – менингит, энцефалит, нагноение и образование абсцессов.
  5. Нейродегенерация как основное течение болезни Альцгеймера, Паркинсона и Пика.

Симптомы

Клиническая картина акустико-мнестической афазии выявляется слабыми непониманием речи и нарушениями, при которых больной не может понять скрытый смысл, контекст повествования. Отличительной чертой является трудность называния предметов при понимании их предназначения и описания.

Немного нарушается устная речь. Это проявляется в непроизвольных повторах своих же слов и паузами между отдельными словами, так как больному в диалоге нужно на ходу вспоминать названия объектов и явлений.

Навыки письма и чтения сохранены. Больные с акустико-мнестической афазией имеют критику к своему состоянию, пытаются компенсировать недостаток информации мимикой, жестами и интонациями. Люди с расстройством речи замечают свои дефекты.

Присутствует невыраженная эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодической смене настроения в течение дня и тревожностью.

Специфика мнестических процессов выражается в том, что при поступлении большого количества зрительной и слуховой информации перегружается оперативная память (А. Лурия). То есть сама информация поступает, но в результате тормозится.

Нарушение номинативной функции (называние подходящего слова) по мнению исследований конца XX века происходит за счет снижения формирования зрительных образов и чувствительной основы слова. То есть человек не может подобрать правильное слово потому, что в процессе подбора у него не возникают визуальные образы и нет эмоционального подкрепления.

Для дисфазии характерен еще один механизм – снижение объема слухового восприятия. Имеется в виду, что человек понимает не всю обращенную к нему диалогическую речь.

Дефекты воспроизведения речи наблюдаются при письме. Хотя автоматические навыки письма, такие как написание букв и каллиграфия, сохранены. Выражается в плохом запоминании надиктованных фраз. Больные по несколько раз просят повторить одну и ту же фразу. В письме также наблюдаются аграмматизмы – нарушение порядка слов и синтаксиса.

Дополнительный и не всегда встречающийся симптом – нарушение арифметического счета. Однако нарушение счета обуславливается не нарушенным интеллектом, а трудность запоминания нескольких чисел одновременно.

Диагностика

Акустико-мнестическая афазия требует следующих диагностических мер:

  • Консультация у логопеда. Он исследует речевую сторону нарушения высших корковых функций.
  • Консультация у невролога. Врач в ходе объективного исследования обнаруживает нарушение чувствительности по гемитипу и гемипарез (снижение мышечной силы на одной стороне тела).

Инструментальные методы исследования необходимы для подтверждения органического нарушения. Используется:

  1. Магнитно-резонансная томография. Выявляет опухоли, ишемические очаги, кровоизлияние или отек.
  2. Исследование гемодинамики. Позволяет оценить кровоток в коре головного мозга и судить о достаточности поступления крови к нервным клеткам.

Методы коррекции

Перед коррекцией проводится этиотропная и патогенетическая терапия, направленная на стабилизацию состояния больного. Например, при инсульте восстанавливают мозговой кровоток, и только потом приступают к коррекции нарушений речи.

В основе восстановления – занятия с логопедом. Упражнения направлены на увеличение объема слуховой и речевой памяти. Первые задания выполняются в палате больного: чем раньше начнется реабилитация, тем больше вероятность восстановления речи.

Типичная характеристика упражнения: диктовка простых слов и предложений, которые больной должен воспроизвести по памяти; картинки с изображениями, которые больной должен обозначить и назвать наиболее подходящим словом. Пациентам рекомендуется изучать стихи, начиная с простых, заканчивая сложными. Лучше учить стихи на иностранном языке, даже если недостаточно знаний.

Параллельно коррекции проводится фармакотерапия. Она направлена на восстановление и стабилизацию мозгового кровообращения. Назначаются нейропротекторы и нейрометаболические средства, по типу гамма-аминомасляной кислоты.


Причины, симптомы и коррекция акустико-мнестической афазии

В логопедии выделяют ряд заболеваний, характеризующихся нарушением речи. Акустико-мнестическая афазия − это речевая патология, связанная с нарушением слухоречевой памяти. Пациенты не могут безошибочно повторить словесную цепочку и плохо подбирают слова во время общения. В диагностике причин данного состояния главную роль играет логопедическое обследование, а также использование дополнительных клинических методов: МРТ головного мозга, ЭЭГ и др. Для успешной терапии необходимо устранить непосредственную причину развития патологии, а также пройти курс логопедических занятий.

Основные причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при изолированном поражении средне-заднего отдела височной извилины в ведущем полушарии головного мозга. Нарушение структуры мозговой ткани данной локализации может быть связано с большим количеством причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. Подобная форма афазии возникает у 50-70% пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения. Ишемический инсульт характеризуется гибелью части нервной ткани из-за прекращения доставки до нее кислорода и питательных веществ. Геморрагическая форма патологии обусловлена кровоизлиянием в большие полушария.
  • Механическое повреждение нервной ткани может развиваться при черепно-мозговых травмах. ЧМТ приводят к сдавлению, размозжению или образованию внутримозговых гематом. Отек и воспаление, формирующиеся после травмы, обуславливают дополнительное повреждение мозга.
  • Первичная опухоль или метастатическое повреждение височного отдела больших полушарий приводит к развитию мнестической афазии. При росте новообразования раковые клетки повреждают нервную ткань, сдавливают ее и нарушают кровообращение в структурах ЦНС.
  • Энцефалит, менингоэнцефалит и абсцессы головного мозга, развивающиеся на фоне бактериальных или вирусных инфекций в средней височной извилине, обуславливают возникновение афазии.
  • Дегенеративные болезни головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика и др.) характеризуются гибелью нейронов и повреждением нервных волокон, имеющим диффузный характер в центральной нервной системе.

Выявление конкретной причины необходимо для подбора терапии, так как в противном случае основная патология будет прогрессировать, приводя к усилению симптомов речевого расстройства.

Клинические проявления

Акустико-мнестическая афазия − это патология, характеризующаяся диссоциацией способности человека повторять сложные фразы и отдельные слова. Нарушения слухоречевой памяти приводит к тому, что из всего сказанного ему предложения, больной может повторить только единичные слова. Первично, пациент связывает это с тем, что не расслышал всю фразу или не смог ее запомнить. При повторении сказанного, ситуация не меняется − человек повторяет только одно слово.

Наиболее ярко данный симптом выражен при разговоре с несколькими собеседниками и использовании ими сложных предложений. Механизм расстройства связан с невозможностью человека воспроизвести услышанную информация из-за повреждения средней височной извилины.

Афазию невозможно выявить при обычном разговоре с человеком. Для этого необходимо провести всестороннее изучение его речевых функций.

При самостоятельной речи, пациент испытывает трудность с подбором слов. Больные начинают заменять «сложные» слова на аналоги, которые не всегда подходят по смыслу. Данное проявление вербальных парафазий сопровождаются снижением грамотности речи − человек неправильно использует предлоги, склоняет существительные и глаголы. При выполнении заданий по составлению рассказа или повторению услышанного, нарушения становятся сильнее.

Расстройство сопровождается нарушениями письма. При записях под диктовку отмечается низкая грамотность и скудность предложений. Во время письма человек просит повторять сказанное и упрощает услышанное до отдельных слов и их комбинаций. Если пациента попросить прочитать текст, то сложности возникают при чтении длинных предложений. Кроме указанных симптомов отмечаются нарушения счета и других когнитивных функций.

Последствия расстройства

Основное следствие акустико-мнестической афазии − снижение социальной адаптации человека и сужение круга его общения. Это приводит к существенному уменьшению уровня качества жизни больного. Он ощущает себя неполноценным, что ведет к раздражительности, апатии и развитию депрессии. Подобное состояние может стать основой для развития неврозов и акцентуации характера.

Диагностические мероприятия

Выявить наличие данного типа афазии при первичном осмотре пациента трудно. Для его диагностики требуется провести комплексное обследование, включающее исследования речевой функции. Важно отметить, что для подбора эффективной терапии следует установить причину развития патологии. Для этого используют различные методы:

  • Оценка неврологического статуса, основанная на исследовании неврологической сферы человека. Врач может обнаружить неврологический дефицит, парезы, параличи и нарушения чувствительности. Дополнительно с пациентом беседует врач-психиатр.
  • Всем больным проводится диагностическое обследование речи. Подобное исследование проводится совместно логопедом и афазиологом. При обследовании выявляются дислексия, аграмматизм, нарушения слухоречевой памяти и вербальная парафразия. Признаки оптико-гностической дисфункции устанавливают по рисункам пациента − у животных отсутствуют части морды, у чашек − ручки и др.
  • Для выявления органического повреждения головного мозга проводят магнитно-резонансную томографию (МРТ). Данное исследование позволяет выявить очаг ишемического повреждения, воспалительные изменения, рост опухоли и дегенеративные процессы.
  • Оценку состояния сосудов осуществляют с помощью ультразвукового исследования с допплерографией, дуплексного сканирования и ангиографии.
  • При подозрениях на нейроинфекцию необходима люмбальная пункция с последующим микроскопическим исследованием цереброспинальной жидкости.

Важным диагностическим критерием акустико-мнестической афазии является сохранение экспрессивной речи. Это позволяет отличить ее от моторной афазии и других вариантов патологии.

Подходы к терапии

Лечение должно быть направлено на устранение причины речевого расстройства и его коррекцию. При выявлении у пациента ишемического инсульта проводят тромболитическую терапию Актилизе и другими аналогичными препаратами. Если инсульт имел геморрагический характер, то необходимо гемостатическое лечение. Новообразования и гематомы подлежат нейрохирургическому удалению или радиотерапии. При выявлении бактериальной инфекции назначают антибиотики (Амоксиклав и др.).

Устранение речевых нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Логопедические упражнения на регулярной основе. Задача логопеда − расширить оперативную слухоречевую память для устранения клинических проявлений. Подобные занятия необходимо проводить с первых дней реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга. Изначально упражнения носят легкий характер, однако их сложность постепенно увеличивается. С больным проводят диктанты, заучивания песен, стихотворений и др. Если пациенту тяжело подобрать слова для высказывания мыслей, то логопед помогает ему уточнением их смысла и систематизаций.
  • Из лекарственных препаратов предпочтение отдают медикаментам, улучшающим мозговое кровообращение (Винпоцетин, Актовегин), ноотропам (Фенотропил, Пирацетам) и нейрометаболическим средствам (Гамма-аминомасляная кислота).

Помимо указанных методов, рекомендуются психотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры (электросон, магнитотерапия) и другие способы реабилитации.

Для подбора правильного лечения необходимо обратиться к врачу, так как все методы терапии имеют показания и противопоказания.

При раннем начале логопедического лечения и устранения причин развития акустико-мнестической афазии прогноз благоприятный. Речевые навыки человека постепенно восстанавливаются, вплоть до прежнего уровня. Если пациент длительное время занимался самолечением, и основная патология существенно прогрессировала, то эффективность терапии ограничена.

Акустико-мнестическая афазия ( Сенсорно-мнестическая афазия )

Акустико-мнестическая афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями подбора необходимого слова в процессе разговора. Диагностика производится по результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса, проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики, цереброспинальной жидкости. Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).

Читайте также:  Особенности детской афазии

МКБ-10

Общие сведения

Термин «акустико-мнестическая афазия» был введён и широко использовался основателем отечественной нейропсихологии профессором А.Р. Лурия. Отдельные авторы применяют название «сенсорно-мнестическая афазия». Патология относится к задним формам афатических нарушений речи. По данным специалистов в области неврологии и логопедии, изолированная форма афазии практически не встречается, обычно речевые расстройства носят смешанный характер с одновременной дисфункцией 2-3 механизмов. Наиболее часто акустико-мнестическая афазия наблюдается в остром периоде ОНМК. Речевой дефект выражен негрубо, иногда остаётся незамеченным на фоне иной неврологической симптоматики, в ряде случаев ошибочно принимается за когнитивное снижение, расстройство нейродинамики.

Причины

Патология развивается вследствие поражения коры средне-задних отделов средней височной извилины доминантного полушария — 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. Изменения церебральных тканей могут носить ишемический, воспалительный, деструктивный, компрессионный характер. Возможными причинами поражения являются:

  • Инсульты. Наиболее частая причина речевых нарушений. По различным данным, афазия наблюдается у 30-60% пациентов с ОНМК. При ишемическом инсульте мнестическая форма афазии возникает вследствие недостатка кровоснабжения и гипоксии соответствующей области мозговой коры, при геморрагическом инсульте — в результате сдавления тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы. Ушиб, размозжение церебральных тканей, образование внутримозговой гематомы приводят к повреждению и гибели нейронов, ответственных за слухоречевую память. Зона повреждения расширяется за счёт посттравматического отёка и воспаления.
  • Внутримозговые опухоли. Первичные и метастатические новообразования в височных отделах головного мозга обуславливают речевые нарушения двумя путями. Инвазивно растущие неоплазии вызывают деструкцию окружающие тканей. Отграниченные опухоли по мере роста начинают сдавливать церебральные структуры и питающие их сосуды.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, церебральные абсцессы с расположением очагов воспаления в области 21, 37 поля приводят к дисфункции ответственных за речь нейронов. Воспалительный отёк, компрессия, дисметаболизм в зоне поражения становятся причиной апоптоза нервных клеток, нарушения межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Начальные стадии болезни Альцгеймера, болезни Пика, лейкоэнцефалита Шильдера могут протекать с фокальной дегенерацией, демиелинизацией области средней височной извилины. Возникает прогрессирующая акустико-мнестическая дисфункция, со временем переходящая в смешанную сенсомоторную афазию.

Патогенез

Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов. Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти. Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.

В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли. В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи. Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

Симптомы акустико-мнестической афазии

Типична диссоциация между нарушенной способностью повторить несколько обращённых к пациенту слов и нормальным воспроизведением отдельно сказанного слова. В связи с ограничением слухоречевой памяти больной способен повторить первое и последнее или лишь одно слово из словесной цепочки. Пациент объясняет это проблемой с запоминанием. Ситуация повторяется при повторном прослушивании. Затруднено понимание длинных высказываний, одновременная коммуникация с несколькими собеседниками. Выслушав инструкцию из 5-7 слов, больной улавливает её суть, но может выполнить с ошибками (например, произвести указанное действие другим предметом).

Экспрессивная речь сопровождается сложностями подбора нужного слова, что связано с дисфункцией оптико-гностической составляющей. Возникающая «размытость» значения слов обуславливает большое количество вербальных парафазий — не всегда подходящих по смыслу словесных замен. Аграмматизмы представлены преимущественно несоответствием глаголов, существительных, местоимений в числе и роде. Больной испытывает затруднения при выражении собственных мыслей, описании картинок, составлении рассказа по отдельным частям.

Дисграфия более выражена при написании под диктовку, характеризуется большим, чем в устной речи, количеством аграмматизмов. Больные плохо запоминают диктуемые фразы, часто просят повторить их фрагменты, способны удержать в памяти не более трёх слов одновременно. Дислексия наблюдается при чтении текстов с предложениями значительной длины. Расстройство слухоречевой памяти обуславливает неспособность удержать в голове читаемый текст, что приводит к непониманию прочитанного. Акалькулия выражается в затруднении арифметических действий с многозначными числами, поскольку пациент не может запомнить числа, переносимые из одного разряда в другой.

Осложнения

Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих. Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство. Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

Диагностика

Акустико-мнестическая форма неочевидна, для её выявления при первичной консультации пациента необходимо всестороннее исследование речевой функции. Диагностика осуществляется совместными усилиями целого ряда специалистов: невролога, афазиолога, нейропсихолога, психиатра. Поскольку диагноз «афазия» является синдромологическим, требуется уточнение этиологии процесса. Комплексное обследование больного включает:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе обнаруживается сопутствующий очаговый неврологический дефицит: спастический гемипарез, патология черепных нервов. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. При отклонениях в психическом статусе требуется консультация психиатра.
  • Диагностическое обследование речи. Осуществляется логопедом-афазиологом комплексно. Выявляется вербальная парафазия, аграмматизмы, снижение слухоречевой памяти, дислексия, дисграфия. Оптико-гностическую дисфункцию диагностируют по отсутствию отличительных деталей предмета на рисунках больного: ручки у чашки, носика у чайника.
  • МРТ головного мозга. Позволяет определить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует опухолевые процессы, воспалительные фокусы, дегенеративные изменения, зоны ишемии, внутричерепные гематомы, травматические повреждения.
  • Сосудистые исследования. УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиография назначаются при подозрении на цереброваскулярную патологию. Помогают подтвердить изменения церебрального кровотока, окклюзию сосуда, оценить состояние коллатерального кровообращения.
  • Люмбальную пункцию. Производится при наличии клинических данных за нейроинфекцию с целью получения и исследования цереброспинальной жидкости. При проведении лабораторных анализов определяются воспалительные изменения, конкретный возбудитель, опухолевые клетки, признаки кровоизлияния.

Акустико-мнестическая афазия дифференцируется от других речевых расстройств. Активная экспрессивная речь позволяет исключить моторную афазию, при которой речевая продукция резко ограничена. В отличие от акустико-гностической афазии мнестическая форма характеризуется более законченными высказываниями, отсутствием литеральной парафазии, «речевого салата». Тщательное исследование речи дает возможность отличить афазию от нарушений когнитивной сферы.

Лечение акустико-мнестической афазии

Коррекция речевого дефекта проводится на фоне обязательной терапии основной патологии. В зависимости от вида инсульта осуществляется тромболитическая или гемостатическая терапия. При опухоли, гематоме совместно с нейрохирургами рассматривается возможность радикального удаления, радиотерапии. Больным с нейроинфекцией назначается этиотропное антибактериальное или противовирусное лечение. Терапия собственно речевых нарушений включает две составляющие:

  • Логопедические занятия. Задачей логопедической коррекции является расширение объёма оперативной слухоречевой памяти. По возможности занятия начинаются с первых дней заболевания и осуществляются поэтапно с постепенным наращиванием и усложнением. Вначале задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся короткие слуховые диктанты. Рекомендовано заучивание и вспоминание речевых рядов, стихов, песен. Трудности подбора слов в речи преодолеваются путём уточнения их смысла, систематизации, сопоставления синонимов и антонимов.
  • Фармакотерапия. Необходима для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейронных связей и функций. Производится сосудистыми (винпоцетин), ноотропными (пирацетам), нейрометаболическими (гамма-аминомасляная кислота) препаратами. В лечении афазий хорошо зарекомендовал себя препарат мемантин.

В период реабилитации пациент нуждается в помощи близких. Продуктивное общение возможно при условии снижения темпа речи, исключения длинных сложных высказываний. Поддержание вербального контакта со стороны родных, помощь в выполнении логопедических упражнений на дому способствуют скорейшему восстановлению речевой функции. Эффективно проведение логопедической реабилитации на фоне общеукрепляющих восстановительных занятий ЛФК, массажа, психотерапии.

Прогноз и профилактика

Исход акустико-мнестической афазии во многом зависит от этиологии причинного заболевания, своевременности начатого логопедического лечения. Упорная поэтапная терапия зачастую позволяет восстановить речевую функцию после перенесённого инсульта, ЧМТ, энцефалита. Нераспознанная, оставшаяся без коррекции афазия может претерпевать незначительный регресс, но речевые нарушения переходят в стойкий резидуальный дефект. Наиболее неблагоприятный прогноз имеет афазия опухолевого и дегенеративного генеза. Профилактические мероприятия подразумевают своевременную терапию цереброваскулярных заболеваний, исключение онкогенных воздействий, предупреждение травматизма, укрепление иммунной системы.

Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Афазия – это состояние, при котором у человека наблюдаются речевые нарушения. Возникает патология при поражении областей головного мозга, отвечающих за речь.

Акустико-мнестическая афазия представляет собой явление, при котором является неполноценной слухоречевая память. В этом случае человеку становится тяжело повторять словесную цепочку, сложно подбирать подходящие слова при общении.

Болезнь можно диагностировать при прохождении ряда обследований. Для коррекции речевой функции потребуется устранить первопричину болезни, а также пройти общую реабилитацию.

При появлении первых симптомов патологии человеку следует посетить медицинского специалиста для того, чтобы была возможность диагностировать конкретное заболевание.

Характеристика

Особенность акустико-мнестической афазии заключается в том, что человек понимает речь других людей, при этом не может адекватно воспринимать длинные и сложные фразы. Связано это с тем, что гражданин не способен запоминать слова, сказанные всего несколько минут назад. Человеку тяжело поддерживать разговор, а также отвечать на различные вопросы. Также может отсутствовать возможность повторить за врачом несколько слов.

Подобные отклонения имеют прямую связь с нарушениями памяти. В большинстве случаев акустико-мнестическая афазия появляется у человека после перенесённого инсульта или аналогичного нарушения, повреждающего работу височной области головного мозга. Стоит отметить, что человеку сложно повторить цепочку из произнесённых слов. Если назвать ему сразу 5 наименований предметов, то он сможет воспроизвести только первый и последний. При этом остальные названия он забудет.

При акустико-мнестической афазии человеку будет сложно описать, что именно означает конкретный предмет. Объясняется подобное тем, что пациент неспособен воспроизвести в памяти конкретный образ. Если говорить о речи, то может присутствовать перестановка слов. Также может искажаться структура звуков в конкретных наименованиях. Допустим, вместо слова «дерево» человек станет говорить «деворе». Из-за этого значительно усложняется общение с окружающими людьми, тем более что отклонения могут наблюдаться не только в отдельных словах, но и в целых фразах.

Если говорить о чтении и письме, то данные навыки, как правило, не ухудшаются из-за афазии. В редких случаях человек начинает совершать незначительные ошибки, а также пропускает или заменяет слова на неподходящие по смыслу.

Причины

Мнестическая афазия является серьёзным отклонением, которое появляется из-за различных заболеваний. При диагностике врач обязательно определяет, что в конкретной ситуации привело к возникновению расстройства памяти и речи. Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, которые способны спровоцировать появление неприятного заболевания.

Возможные провоцирующие факторы:

  • Инсульт. Во время него происходит острое нарушение кровотока или возникает кровоизлияние в головной мозг. Значительно страдает функция органа, из-за чего человек сталкивается с осложнениями. Даже при своевременном лечении пациент начинает страдать от негативных последствий заболевания. Например, при ишемическом инсульте афазия появляется из-за того, что был недостаток кровоснабжения, и возникло кислородное голодание определённой коры головного мозга. Если пациенту пришлось столкнуться с геморрагическим инсультом, тогда нарушения появились из-за сдавления височной доли излившейся кровью.

  • Внутримозговые опухоли. Новообразования в височных отделах приводят к речевым расстройствам. Опухоли способны по мере роста оказывать сдавливающее воздействие на церебральные структуры и питающие их сосуды. Как итог, человек не может полноценно запоминать слова, которые были недавно сказаны.
  • Черепно-мозговые травмы. Достаточно распространенная причина, которая приводит к возникновению мнестической афазии. Это может быть ушиб, появление внутримозговой гематомы, которые приводят к гибели нейронов, отвечающих за слухоречевую память. Патологическая зона разрастается из-за того, что начинается воспалительный процесс и появляется отёк после травмы. Состояние требует незамедлительного обследования и лечения, потому как могут возникнуть крайне негативные последствия для человека вплоть до летального исхода.

  • Инфекционные и воспалительные патологии. Ими могут выступить такие болезни, как энцефалит, церебральный абсцесс и менингит. При этом очаги воспалений находятся в мозговой области, отвечающей за речь. К негативным изменениям приводит компрессия, отёк и десметаболизм в области поражения. Из-за этого происходит апоптоз нервных клеток, приводящий к нарушению межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Проблемы с памятью и речью могут быть вызваны болезнью Альцгеймера, Пика, а также лейкоэнцефалитом Шильдера.
Читайте также:  Что нужно знать об амнестической афазии

Мнестическая афазия будет проявляться конкретными симптомами, при обнаружении которых человеку следует обратиться к врачу. Важно своевременно начать лечение для того, чтобы можно было приостановить развитие заболевания и улучшить речь.

В иной ситуации болезнь будет прогрессировать, из-за чего человеку придётся столкнуться со значительным ухудшением памяти.

Основные симптомы заболевания

Людям следует знать, как именно проявляется мнестическая афазия. Безусловно, каждый случай является индивидуальным, поэтому нельзя однозначно сказать, какие симптомы затронут конкретного человека. При этом можно выделить ряд признаков болезни, которые будут наблюдаться у пациентов с мнестической афазией.

Основная симптоматика:

  • Со стороны нарушения понимания. У человека значительно нарушается слухоречевая память, причём данное отклонение характерно для различных форм афазии. При этом у пациента наблюдается повышенная речевая активность, с помощью которой больной пытается компенсировать проблемы с коммуникацией. Достаточно часто пациент не понимает, что именно ему пытаются сказать. Также он может указывать совсем на другой предмет, а не на тот, о котором шла речь. Тяжелее всего пациенту поддерживать общение сразу с несколькими людьми. Объясняется подобное тем, что у него нет возможности проследить за нитью разговора. Если человек страдает от акустико-мнестической афазии, тогда ему сложно слушивать лекцию, музыкальные композиции, а также смотреть телепередачи.

  • Со стороны чтения и письма. Человеку значительно проще писать текст, чем разговаривать. Связано это с тем, что будет больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова. При этом записывание фраз под диктовку будет даваться значительно сложнее. Объясняется подобное тем, что человек не сможет в полной мере удерживать в голове сказанные фразы. Больной будет постоянно переспрашивать то, что ему сказали. Отдельно стоит отметить, что в некоторых случаях наблюдаются трудности с пониманием прочитанного текста. Это объясняется тем, что он состоит из длинных предложений, которые не удаётся удерживать в памяти. При этом в любом случае человеку значительно сложнее поддерживать беседу, а письмо и чтение даётся легче.

  • Со стороны экспрессивной речи. При мнестической афазии человеку тяжело произносить экспрессивную речь, потому как сложно подбирать подходящие слова. Из-за этого фразы носят выраженный предикативный характер. Человеку тяжело описать то, что он видит на картинке. При произнесении длинных предложений пациент часто заменяет существительные местоимениями.

В целом только врач сможет однозначно сказать, с какой разновидностью заболевания приходится иметь дело. Для этого пациенту придётся пройти диагностику, по итогам которой будет поставлен диагноз. Не следует ждать, что нарушение речи самостоятельно пройдёт. Без лечения оно может приводить к различным негативным последствиям, в частности, будет значительно нарушаться речевая функция.

Методы диагностики

При акустико-мнестической афазии потребуется пройти диагностику для того, чтобы подтвердить конкретное заболевание. Человеку понадобится проконсультироваться с разными специалистами: неврологом, нейропсихологом, психиатром, логопедом и афазиологом. В обязательно порядке понадобится выяснить, что именно привело к нарушению речи. При этом во время лечения необходимо будет устранить первопричину для того, чтобы нормализовать своё самочувствие.

Человеку потребуется ряд обследований:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе пациента может быть обнаружен очаговый дефицит: патология черепных нервов, спастический гемипарез. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. Если имеются различные отклонения в психическом статусе, тогда человеку понадобится проконсультироваться с психиатром.

  • МРТ головного мозга. С его помощью можно уточнить морфологический субстрат болезни. С помощью исследования удастся обнаружить новообразования в головном мозге, увидеть очаги воспаления, обнаружить дегенеративные изменения. На снимках можно увидеть зоны ишемии, а также внутричерепные гематомы. Если у человека были травмы, тогда их тоже можно будет обнаружить.
  • Сосудистые исследования. Медицинский специалист может направить человека на дуплексное сканирование, на ангиографию, а также на УЗДГ. Подобные исследования требуются, когда есть подозрения на цереброваскулярную патологию. С их помощью можно оценить состояние кровотока, выявить окклюзии сосудов.

  • Обследование речевой функции. Оно проводится логопедом и афазиологом. Потребуется выявить вербальную парафазию, снижение слухоречевой памяти, дислексию, дисграфию.
  • Люмбальная пункция. Они берётся в той ситуации, когда присутствуют подозрения на нейроинфекцию. При проведении лабораторных исследований будут выявляться воспалительные изменения в организме, удастся определить тип возбудителя болезни. Также можно обнаружить признаки произошедшего кровоизлияния и найти опухолевые клетки.

При подтверждении диагноза врач назначит схему лечения, которая будет подходить конкретному пациенту. Человек должен будет следовать рекомендациям врача для того, чтобы была возможность улучшить своё состояние. Только в этом случае можно будет значительно улучшить память и речевую функцию.

Терапия

Для коррекции речевого дефекта человеку обязательно нужно устранить первопричину. Именно поэтому врач назначит лечение для борьбы с заболеванием, которое вызвало нарушение речи. Вполне возможно, что потребуется операция, если консервативные методы не помогут избавиться от болезни. Например, хирургическое вмешательство необходимо при опухолях и гематомах.

Врач назначит человеку специальные препараты, которые будут стимулировать обменные процессы в головном мозге. Потребуется восстанавливать утраченные нейронные связи и функции. Могут быть назначены сосудистые препараты, ноотропные средства, нейрометаболические медикаменты. Для устранения афазии достаточно часто врачи прописывают Мемантин.

Человека направят на занятия с логопедом, при этом основная задача врача – расширить объём оперативной слухоречевой памяти. Важно с первых дней после возникновения заболевания посещать логопедический кабинет. Поначалу задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся лёгкие слуховые диктанты. Пациентам рекомендуется заучивать стихи, песни, а также речевые ряды.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, моторная, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

Причины и методы коррекции акустико мнестической афазии

Афазия — собирательное название всех нарушений речи, которые являются следствием органического поражения определенных частей головного мозга.

Акустико-мнестическая афазия является ее разновидностью, и характеризует этот тип нарушение слухоречевой памяти. Простыми словами, человек не может удерживать в памяти большое количество слов или длинные предложения.

Состояние требует логопедической коррекции, которая в большинстве случаев приводит к стойкому положительному результату.

Что такое акустико мнестическая афазия

Акустико-мнестической афазией называют одну из форм речевых расстройств, которая является предметом изучения нейропсихологии.

Особенностью этого вида расстройства является неумение запоминать большой объем информации на слух из-за органических поражений средних отделов височной области, расположенных вне ядерной зоны слухового анализатора.

Впервые эта форма афазии была описана А.Лурия в 1947 году. Он указывал, что слух при нарушении функции памяти сохраняется, но человеку трудно воспроизвести определенную последовательность слов или даже слогов, в зависимости от объема поражения.

К примеру, некоторые могут из череды 3 не связанных по смыслу слов назвать только 1, 2 или только первое и последнее. Другие же не воспринимают на слух связанные предложения, могут произнести только первое и последнее слово в течение 1-2 минут после того, как услышат их.

В настоящее время установлено, что в самостоятельном виде АМ афазия встречается редко. Обычно она проявляется вместе с другими признаками поражения нервной ткани.

Поскольку визуально невозможность повторить только что произнесенную даже короткую фразу напоминает заторможенную реакцию, эту форму афазии часто принимают за нейродинамическое расстройство или снижение интеллектуальных характеристик.

Оптико-мнестическая афазия

Оптико-мнестическая афазия, в отличие от предыдущего описанного вида, связана с нарушением зрительного восприятия. Человек, страдающий этим расстройством, тяжело выстраивает связь между изображением и называнием предмета или явления.

Если ему показать картинку с определенным предметом, он не сможет дать ему конкретное название. Более того, если произнести вслух наименование какого-нибудь объекта, он не сможет нарисовать его по памяти, но сможет срисовать.

Несмотря на такие особенности восприятия, больные хорошо ориентируются в пространстве. Называя объект, человек не сможет произнести конкретное слово, которое требуется, но сможет описать его предназначение или действия, для которых он предназначен.

К примеру, если показать пациенту кружку, он скажет «это то, из чего пьют».

Причины акустико-мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия связана с поражением 21 и 37 полей Бродмана. Самая распространенная причина этого расстройства — инсульты, вне зависимости от его формы (геморрагический или ишемический).

В первом случае причиной становится кровоизлияние в мозг, во втором — недостаток кровообращения. АМ афазия возникает у 30-60% больных.

Другие причины нарушения:

  1. Опухоли головного мозга, располагающиеся неподалеку от 21 и 37 полей.
  2. Новообразования, особенно крупные, сдавливают нервы, пронизывающие головной мозг, и убивают нервные клетки. В этом случае афазия труднее всего поддается коррекции, особенно если состояние отягощено воспалениями и отеком.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки мозга начинают отмирать в результате размножения и отека, а также образования внутримозговой гематомы.
  4. Инфекции, затрагивающие оболочки головного мозга (менингит, энцефалит, абсцессы).
  5. Нейродегенеративные изменения, связанные с развитием болезни Альцгеймера, Пика или Паркинсона.

Симптомы акустико-мнестической афазии

Проявления расстройства:

  1. Больной не может понять смысл устной речи.
  2. При предъявлении предмета больной не всегда может назвать его, но называет его предназначение, при условии, что предмет ему известен.
  3. Незначительные нарушения устной речи: человеку свойственно проговаривать слова несколько раз, увеличивать паузы между ними.
  4. Способности читать и писать не меняются, но записывать под диктовку человеку тяжело.
  5. Компенсация речевых функций активной жестикуляцией и мимикой.
  6. Повышенная тревожность, частые перепады настроения.
  7. Человек не воспринимает всю произнесенную речь на слух и не может ее воспроизвести.
  8. Навык письма сохраняется, но больной может использовать неправильный порядок слов и синтаксиса.

Иногда дополнительным симптомом является нарушение математических способностей, даже при сложении или вычитании простых чисел. Это связано с трудностью запоминания нескольких цифр одновременно.

Диагностика

Для постановки точного диагноза требуется консультация логопеда и невролога. Задача специалистов — определить нарушения высших корковых функций и установить чувствительность или ее отсутствие одной стороны тела.

Для выявления органических повреждений головного мозга применяется метод МРТ или КТ, назначается УЗИ головного мозга и проводится гемодинамическое исследование, чтобы оценить кровоснабжение. При подозрении на инфекционный процесс назначается люмбальная пункция.

Методы коррекции

Коррекция слухоречевого расстройства проводится только после того, как устранена первопричина, т.е. органическое нарушение мозга.

После восстановления функций головного мозга больной отправляется к логопеду.

Реабилитацию желательно начать как можно раньше, когда пациент еще находится в стационаре после медикаментозного (или оперативного) лечения. Упражнения нацелены на увеличение объема слуховой и речевой памяти.

Для этого человеку зачитывают простые предложения и просят их повторить, показывают картинки с просьбой назвать предмет, проводятся диктанты.

Постепенно сложность заданий увеличивается. Специалист требует заучивания стихов наизусть, сначала небольших, затем объемных и даже на иностранном языке.

Лечение акустико мнестической афазии

Обычно медикаментозная терапия или физиолечение протекают параллельно логопедической коррекции. Хирургическое вмешательство осуществляется до занятий с логопедом, но сразу же после восстановления от наркоза начинается коррекция.

Медикаментозная терапия обычно направлена на восстановление мозгового кровообращения. Для этого назначаются ноотропные (Пирацетам), сосудистые (Винпоцетин) и нейрометаболические ( гамма-аминомасляная кислота) средства.

При инсульте назначается тромболитическая или гемостатическая терапия, при нейроинфекциях — эриотропное антибактериальное или противовирусное лечение.

Дополнительные методы восстановления: массаж, ЛФК, психотерапия.

Прогноз и профилактика

При ранней комплексной коррекции вероятность стойкого положительного результата очень велика.

После инсульта, ЧМТ, энцефалита больше всего шансов полностью восстановить речевые функции. Самый неблагоприятный прогноз при опухолях, а также при афазии неустановленной этиологии.

При отсутствии адекватной терапии расстройство прогрессирует, принося с собой нарушения памяти и остаточные нарушения речевой функции.

Профилактика направлена на устранение негативных факторов: исключение онкогенных воздействий, аккуратность в повседневной жизни с целью избежания травматизма, общее укрепление иммунитета.

Для поддержания нормального кровообращения головного мозга следует больше гулять на свежем воздухе, правильно питаться, исключить вредные привычки и заниматься спортом.

Акустико-мнестическая афазия значительно снижает качество жизни пациента и его взаимоотношения с социумом. Человеку трудно вести нормальный образ жизни, выстраивать межличностные отношения и заниматься привычной трудовой деятельностью.

Эффективность коррекции зависит от своевременности принятых мер: чем раньше пациент и его близкие обратились к специалистам, тем выше шанс на успешный результат реабилитации.

Ссылка на основную публикацию