Особенности детской афазии

Особенности проявления афазии у детей

Афазия у детей встречается гораздо реже, чем у взрослых. Но при таком заболевании речь идет только о тех нарушениях, которые происходят после формирования речи, а раннее ее развитие протекало в свое время в пределах возрастной нормы.

На данный момент регистрируется 1% детей по всему миру, страдающих афазией, среди них больше мальчиков.

Причины возникновения афазии в детском возрасте такие же, как и взрослых — опухолевые процессы, травматические мозговые повреждения, инфекции. У детей практически не встречаются острые нарушения мозгового кровообращения в виде инсультов. Клиническая картина афазии в детском возрасте полностью копирует таковую у взрослого человека.

Тем не менее, есть определенные отличия афазии у маленьких пациентов. Заключаются они в том, что при самом тяжелом поражении обратное развитие наступает достаточно быстро. Прогноз перестает быть благоприятным только в том случае, если в течение нескольких недель никакой положительной динамики не наблюдается.

Афазия является серьезной неврологической проблемой и, несмотря на то, что у взрослых выделяется множество форм подобного заболевания, у детей оно на самом деле не представлено таким большим количеством.

У малышей, которые еще не начали посещать школу, просто не может развиваться такое же разнообразное количество речевых расстройств, как это бывает у взрослых пациентов. Это связано с тем, что сама речевая функция еще не достигает к этому возрасту своего окончательного развития, а поэтому невозможно встретить у детей семантическую или динамическую афазию, чаще всего регистрируется моторная или сенсорная.

Чем младше ребенок с подобного вида нарушениями, тем менее выраженная и красочная наблюдается клиническая картина этих нарушений. Поэтому незрелость системы речи и проявляется у детей в виде ограниченности изменений, которые характерны для проявления патологии речи в зрелом возрасте.

Необходимо дифференцировать у детей афазию и алалию. При обоих заболеваниях диагностируются отклонения в фонетике, грамматике и лексике, поэтому провести четкую границу между этими отклонениями бывает сложно. Особенности ведения и тех, и других пациентов в раннем детстве и методики лечения имеют большое сходство.

Основная разница состоит в целевом походе к проблеме. У алаликов нарушения возникают на уровне внутриутробного развития, поэтому целью врача является обучение таких пациентов навыкам речи, а при афазии речь нарушается после ее формирования, и поэтому при лечении речь идет о восстановлении.

Клинические проявления

Начальная симптоматика заболевания может проявляться в невозможности или большом затруднении при подборе необходимого слова или замена его определением. Это не имеет отношения к ухудшению функции запоминания.

У детей с афазией нарушается временное восприятие, и они затрудняются воспроизвести последовательность действий, разложив их в хронологическом порядке. Нередко такой ребенок не вступает в разговоры самостоятельно, а на вопросы отвечает односложно, или совсем отказывается отвечать, иногда больной малыш при любой ситуации может повторять одну и ту же фразу.

Есть также варианты заболевания, при которых ребенок активно вступает в разговор, но говорить длинные, бессмысленные фразы, состоящие из набора слов. Дети с афазией могут с трудом воспринимать речь, которая к ним обращена, особенно если она состоит из набора сложных оборотов и длинных предложений, но работа органов слуха у него не нарушается. Короткие и лаконичные фразы воспринимаются гораздо легче.

При моторном варианте афазии ребенок полностью понимает все, о чем говорят люди, но не может полноценно отвечать. У него страдает не только речь, но и возможность составления предложений в письменном виде. Имеется в наличии и аграмматизм — пропускание предлогов, отсутствие использования окончаний для связки слов. Еще один признак этого нарушения — вставление коротких слов, не имеющих логического смысла, в любое предложение.

Если такому ребенку предложить переписать чужой текст, то он это сделает с легкостью. Однако свободно изложить мысли после прочитывания или под диктовку он не сможет. Также возникает и трудности в написании вольного сочинения. Чтение для него становится также затруднительно. Если афазия началась в том возрасте, когда малыш еще не научился читать, то обучение этому при моторной форме афазии занимает очень длительное время и не всегда приводит к положительному результату.

Диагностика и лечение

Обследование детей с афазией заключается, прежде всего, в обнаружении патологического очага. Для этого производится сканирование мозга. При этом особую важность имеет лечение причин, которые вызвали такое отклонение.

Терапевтические мероприятия для таких детей включают групповые занятия с целью обучения письму и чтению. Необходимы регулярные индивидуальные занятия с логопедом, в его задачу входит не только обучение детей с афазией навыкам речи, но и работа с родителями, обучение их правильному обращению и выполнению упражнений с ребенком дома.

Лечение афазии у детей при повреждении обширных участков мозга редко бывает очень эффективным, положительная динамика получается в результате образования новых нейронных связей в центральной нервной системе, или восстановления некоторых структур головного мозга.

Очень важную роль играет в возможности выздоровления помощь и поддержка родителей, регулярные занятия с малышом. Необходимо постоянно стараться поддерживать разговор, задавать ребенку вопросы, внимательно и без спешки выслушивать его ответы, давать ему возможность без подсказок делать по мере возможности все самостоятельно, изредка только оказывая небольшую помощь.

При такой разновидности, как моторная афазия, у ребенка сохраняется критическое отношение к себе, он понимает, что говорит неправильно, и может замкнуться. Такой процесс приведет к еще большему усугублению проблемы. Для того чтобы этого избежать, необходимы занятия с психологом, которые поможет обрести уверенность в себе, а соответственно, и повлиять на возможности успешного восстановления речи и письма.

Детские афазии

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Читайте также:  Что нужно знать о моторной афазии

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Детские афазии и особенности их коррекции

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ДЕТСКИЕ АФАЗИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ

Очаговые поражения доминантного, обычно левого, полушария мозга ведут к возникновению у взрослых более или менее избирательных форм афазии. В детском, особенно школьном, возрасте очаговые поражения доминантного полушария мозга принципиально могут проявляться теми же основными афазическими синдромами, что и у взрослых. Чаще всего это комплексные формы сенсомоторных афазий с преобладанием в клинической картине того или иного компонента. При менее тяжелых очаговых поражениях мозга у детей наблюдаются и более избирательные формы афазии.

Чем младше ребенок, тем клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами «растормаживания». Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Детей с афазическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е., другими словами, целостная клиническая картина начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, обусловленными этой недостаточностью, сколько проявлениями общей незрелости речевой функциональной системы и других ВПФ, связанных с речью.

Эта особенность детской афазии делает, в частности, сомнительными поиски в детской практике семантической формы афазии, описываемой у взрослых. У детей (и чем они младше, тем обязательнее) любые афазические синдромы должны сопровождаться теми или иными вторичными семантическими расстройствами. В то же время избирательных афазий типа «семантической» афазии быть не может, поскольку системы символического знакового обобщения речевых сигналов еще не сформировались. Независимо от возраста ребенка, в котором развивался афазический синдром, восстановительная терапия должна складываться из медицинских, а также педагогических мероприятий. Медицинские мероприятия имеют целью ликвидацию очагового поражения мозга. Средства соответствующего патогенетического лечения разнообразны. Так, например, при очаговых поражениях мозга травматической природы в остром периоде проводится хирургическая обработка раны, из которой удаляются костные осколки, сгустки крови и инородные тела. Назначаются медикаменты, уменьшающие отек мозговой ткани и способствующие заживлению раны. При очаговых поражениях мозга воспалительной природы применяются антибиотики, сульфаниламидные препараты и проводится хирургическое удаление скопления гноя. При опухолевых поражениях мозга показаны дегидратирующая терапия, хирургическое и лучевое лечение. Уже одни эти меры могут привести к уменьшению, а иногда и к полному устранению афазического расстройства.

В других случаях лечебные мероприятия необходимо сочетать с педагогическими. Восстановительное обучение следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить закрепление в речи больных патологически невыгодных для них функциональных перестроек. В этих случаях восстановительное обучение завершает положительный эффект лечебных мероприятий. В некоторых случаях радикальное лечение больного оказывается невозможным, и тогда приходится удовлетвориться симптоматическим лечением. Так, например, при внутримозговой опухоли левой височной доли приходится ограничиваться декомпрессивной трепанацией черепа, что уменьшает внутричерепную гипертензию, сохраняет больному зрение и облегчает остальные проявления заболевания. Нередко компенсация речевых функций при радикально неустранимых прогрессирующих заболеваниях мозга может быть очень хорошей. Если очаговые поражения доминантного полушария мозга развиваются исподволь, спонтанная функциональная перестройка мозга может быть даже столь совершенной, что окружающие не замечают каких-либо отклонений от нормы в речевом развитии ребенка.

Высокая пластичность ЦНС позволяет считать показанным восстановительное обучение не только для завершения патогенетического лечения очаговых поражений мозга, но и в качестве меры временной компенсации речевого расстройства при симптоматическом его лечении. Даже временная и неполная компенсация афазического дефекта имеет существенное значение как для ребенка, так и для его близких. В целом опыт показывает, что компенсация афазических синдромов в детском возрасте проходит обычно полнее и в более короткие сроки, чем у взрослых. В некоторых случаях подчеркивается сложность компенсации у детей младшего возраста сенсорной афазии, трудно отличимой от сенсорной алалии по клинической картине. Это связано, по-видимому, с тем, что в младшем возрасте все психические функции ребенка, в том числе и мышление, осуществляются, по JI.C. Выготскому, не иначе как во время акта восприятия.

Переходя к описанию самого процесса восстановительного обучения детей с афазическими расстройствами, нужно сказать следующее. В любом случае детской афазии в логопедической работе должны найти место:

меры по прямому восстановлению пострадавшей функции;

компенсация ее за счет других, уже сложившихся звеньев речевой функциональной системы;

дальнейшее воспитание и оптимальное развитие речи в условиях ее очаговой недостаточности.

Начинать логопедические занятия с работы, направленной на прямое восстановление пострадавшей речевой функции, бывает выгодно лишь при легких формах афазии у детей старшего возраста. При моторных афазиях такая работа сводится к отработке артикуляторных дифференциаций и слоговой структуры слова, преодолению аграмматизма, автоматизации речевых навыков связной речи, активному развертыванию собственного высказывания, устранению расстройств чтения и письма. При сенсорной афазии главное внимание уделяется тренировке слухового внимания и его объема. Используются различные приемы для отработки слуховых фонематических дифференцировок, преодоления феномена «отчуждения смысла слов» при восприятии речи окружающих, а также вербальных и литеральных парафазий в собственной речи ребенка. При этом используется «опора» на чтение, нередко более или менее сохраненное при сенсорной афазии, а также на прослушивание собственной речи ребенка, записанной на магнитофонную пленку. Соответствующие конкретные приемы такой работы при афазиях принципиально те же, что применяются при преодолении сенсорной и моторной алалий.

В большинстве случаев афазии восстановительное обучение приходится начинать с различных приемов растормаживания сохранившихся элементов речевой функциональной системы, что позволяет в наиболее короткие сроки компенсировать расстройства речи и вернуть ребенку возможность речевой компенсации. Только потом к приемам растормаживания речевой системы присоединяется попытка прямого восстановления недостаточной функции. Выделение приемов растормаживания и прямого восстановления нарушенной функции является более или менее условным. Так или иначе, и те, и другие связаны с различными функциональными перестройками речевой деятельности, с использованием дополнительных видов афферентаций, созданием новых смысловых связей. Приемы педагогического растормаживания речи у детей с афазией разнообразны. Используются различные привычные для ребенка бытовые и игровые ситуации, прослушивание и напевание мелодий и песен, прослушивание и воспроизведение речевых стереотипов числового ряда, считалок, дразнилок, широко распространенных стихов. Соответствующие занятия должны быть максимально эмоциональны и значительны для ребенка. Для работы по растормаживанию речи у детей с афазией могут быть использованы приемы, применяемые в работе со взрослыми больными. Для целей растормаживания речи полезны и некоторые медикаментозные средства, например, галантамин (по 0,3-1 мл 0,25 или 0,5% раствора). Медикаментозное растормаживание речи может быть осуществлено в виде как отдельных функциональных проб, так и курса лечения.

Чем младше ребенок, и чем ближе его речевые расстройства к клинической картине алалии, тем большее значение в логопедической работе приобретают приемы восстановления речи с учетом ее специфической недостаточности (см. алалию).

Таким образом, ребенку, у которого развился афазический синдром, должен быть обеспечен комплекс терапевтических, медицинских и педагогических мероприятий. В остром периоде заболевания эти мероприятия удобнее осуществлять в детском лечебном стационаре, в штате которого имеется логопед. В дальнейшем медицинское наблюдение может осуществляться амбулаторно. Основное внимание уделяется занятиям.

Читайте также:  Что нужно знать об амнестической афазии

Афазии у детей
статья по логопедии на тему

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
afazii_u_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией. По А.Р. Лурии, это системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.

Однако это определение, ставшее аксиомным в отношении взрослых больных с афазией, становится проблемным при попытке его применения к детям. То, что афазия носит системный характер, т.е. охватывает все стороны речи, и у детей тоже, не вызывает сомнений, а то, что она обусловлена локальным поражением мозга, требует обсуждения.

Как известно, функциональная специализация мозговых зон не определена изначально (природно), она складывается в течение онтогенеза, меняя параметры на его разных этапах. Это относится к ВПФ в целом и к речевой функции в особенности. Согласно данным литературы (Лурия А.Р., Семенович А.В.) в речевом онтогенезе происходят серьезные локализационные трансформации. В ранний период жизни в мозговой организации речевой функции важная функциональная роль принадлежит подкорке. Гуление, лепет осуществляются со значительной функциональной долей подкорковых структур мозга, обеспечивающих элементарную итеративную ритмизацию этих первых речевых опытов. Кортикализация речевой функции становится ощутимой уже к 2,5 годам. В этом возрасте имеет место приоритетная активизация коры правого полушария мозга. Параллельно начинаются процессы левополушарной латерализации, которым придается разными авторами (Кинзборн М.) большое значение. Отдельные наиболее упроченные речевые действия вновь латерализуются справа, а некоторые, возможно, получают даже подкорковое представительство. Локализационная концентрация в левом, доминантном по речи полушарии, становится очевидной в 5-6-летнем возрасте. Это относится к так называемым правшам. У левшей вклад правого полушария остается более существенным.

Принципиально при этом то, что у всех детей формирующаяся речевая функция, представленная в мозге, имеет двуполушарную представленность. Такая многофокусная локализационная картина и является основанием для сомнений о том, является ли очаговое поражение достаточным для «запуска» афазии или же она следствие более развернутых по мозговой площади выпадений. Кроме того, нельзя не учитывать высокую пластичность мозга детей, перекрывающей локальные выпадения за счет мощных процессов спонтанной компенсации.

Обсуждаемая проблема более актуальна, что с появлением высоких технологий нейровизуализации (КТ, МРТ, ЯМР и др.), в литературе появились сведения о том, что даже кисты непосредственно в речевых зонах мозга не вызывают речевых расстройств. Вместе с тем имеются и такие источники, где описаны детские афазии, обусловленные инсультной или травматической этиологией.

Немногочисленные описания клинической картины детской афазии в тех случаях, когда она развивается (РозенфельдФ.С., 1946; Э.Г.Сименицкая, 1985; Трауготт Н.Н., Кайданова С.И., 1985; Храковская М.Г., 1999; Renata Whurr, Sarah Evans, 1999; F.William Black, 2000), содержат утверждения, что она отличается от афазии у взрослых.

Практически все исследователи детской афазии согласны друг с другом по поводу следующего:

  • Афазия у детей в среднем протекает легче, чем у взрослых.
  • Симптоматика нарушения речевой и сопутствующие расстройства неречевых функций носят менее локальный характер, чем у взрослых. Они в большей степени рассеяны по отдельным зонам мозга.
  • Форму афазии часто нельзя установить с достаточной долей определенности.
  • Обратное развитие речевых расстройств у детей происходит быстрее, чем у взрослых и конечный эффект восстановления выше.
  • В связи с этим тяжесть расстройств в инициальный и резидуальный периоды резко различна.
  • Письменная речь страдает грубее, чем у взрослых.
  • У детей в сравнении со взрослыми грубее выражены нейродинамические изменения.

Вместе с тем, несмотря на столь ценные сведения, содержащиеся в литературе, практически не обсуждается вопрос об особенностях мозговых механизмов детской афазии. Еще менее рассматривается вопрос о зависимости клинических особенностей афазии у детей в зависимости от возраста ее приобретения.

Такое положение обусловило необходимость проведения собственного исследования, целью которого явилось уточнение представлений об особенностях мозговой организации речевой и других ВПФ у детей разных возрастов, а также об отличии мозговых механизмов ее развития, отличных от тех, которые имею место у взрослых.

Прежде всего, предстояло выяснить:

  1. Может ли локальное поражение мозга обусловить у ребенка афазию, учитывая высокую пластичность его мозга?
  2. Каково значение возрастного показателя в развитии афазии у детей?

Было изучено 16 детей с афазией. Такое ограниченное число испытуемых обусловлено редкостью детской афазии. У 9-и детей афазия была сосудистой этиологии, у 7-и – травматической.

Наиболее часто регистрировались смешанные афазии: моторно-сенсорная (с преобладанием моторного компонента) или реже сенсо-моторная афазия (с преобладанием сенсорного компонента).

При моторно-сенсорной афазии наиболее ярко выступала артикуляционная апраксия (афферентная и эфферентная) и соответствующие артикуляционные затруднения в речи, менее грубо – нарушения понимания речи. При сенсо-моторной – нарушения понимания были более яркими, а затруднения в артикулировании – меньшими.

Другие формы афазии практически отсутствовали, хотя всегда присутствовали компоненты акустико-мнестической (сужение объема слухо-речевой памяти) и часто динамической афазии (снижение речевой активности).

Диагностически особый интерес представили дети 3-х и менее лет.

Постановка определенного речевого диагноза оказывалось затруднительной. Как известно, маленькие безречевые дети квалифицируются как алалики. Решить, потерял ли речь такой ребенок, а, следовательно, у него развилась афазия, или речь не развилась, как у алалика, очень трудно.

В анамнезе у всех изученных детей с афазией отмечались перинатальные неблагополучия – пренатальные, внутриутробные натальные или ранние постнатальные. Их последствия выступали либо в наличии явной неврологической симптоматики, либо в виде патопластического фона.

Динамика обратного развития афазии у детей оказалась имеющей четкую зависимость от возраста, в котором она приобретена. В раннем возрасте (от 2 до 4 лет) была отмечена слабая динамика восстановления речи. В более позднем возрасте (5-8 лет) показатели динамики гораздо выше. Устная речь часто достигала уровня практического восстановления. Правда, при этом письменная речь оставалась заметно отстающей. Явления дислексии и дисграфии держались долго и без специальной работы по их устранению не преодолевались. Медленно восстанавливалась и слухо-речевая память, а также понимание сложно построенной речи. Афазия, приобретенная в пубертатный период – от 13 до 15 лет, выступала грубо и преодолевалась медленно. Очевидно, в этом возрасте процессы левополушарной латерализации речевой функции завершаются, а высокая упроченность преморбидных речевых навыков отсутствует.

Наконец, само собой разумеется, что эффективность преодоления детской афазии тем выше, чем раньше начаты лечение и обучение, а их объемы максимальны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК.

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду.

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст.

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: “Афазия – нарушение понимания речи при данном заболевании”.

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией.

презентация “Афазия, дислексия, дисграфия”.

Причины развития афазии у детей, лечение

Афазия у детей — это очень редкое явление. Она встречается в 1% среди детей всего мира. Ребёнок, страдающий афазией, очень наблюдательный, но при этом у него серьёзные трудности в отношения со сверстниками. Какой прогноз у ребенка, страдающего детскойафазией?

Понятие афазии

Детская афазия — это нарушение, концентрирующееся в центре коры головного мозга. Эти центры ответственны за речевую функцию. Чаще всего расстройства концентрируются в проводящих путях мозга. Так же как у взрослых, оно характеризуется нарушением восприятия речи. Нарушение может быть, как частичным, так и полным.

Так как заболевание связано с повреждением головного мозга, у детей оно диагностируется намного реже чем у взрослых. Механизм действия заболевания заключается в следующем. Каждое полушарие головного мозга отвечает за определенный вид деятельности. Часто для выполнения какой-либо функции необходимо участие сразу двух полушарий.

За речевую деятельность у человека несет ответственность левое полушарие. Оно контролирует не только способность говорить, писать и читать, но также слушать. В 95% случаях афазия формируется из-за нарушения работы левого полушария.

Признаки развития детской афазии и ее симптоматика

Проявления детской афазии такие же, как у взрослых. Основными факторами являются:

  • Процесс развития опухоли.
  • Инфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.

У взрослых афазия может возникать из-за острого нарушения мозгового кровообращения в форме инсульта. Но у детей такая причина встречается в единичных случаях.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. Первый симптом проявления детской афазии, который могут обнаружить родители, это сложность у ребёнка в подборе нужного слова.

Он никак не может вспомнить его, часто вместо необходимого слова он пытается употребить синонимы, подобрать новые слова, обозначающие этот предмет. Если ребенку так и не удалось найти необходимое слово, он может не закончить свою фразу. Многие путают это явление с нарушением памяти. Но это всего лишь трудности в подборе слова в необходимый момент.

Ребёнок не может связать вместе два слова, например, цветок роза. Для него это очень сложно, эти слова существует в его понимании по отдельности.

Детская афазия чаще всего сопровождается нарушением восприятия времени. У ребенка возникают трудности с выполнением последовательности действий. Он не может разложить в хронологическом порядке поступки.

У детей, страдающих афазией, возникают большие трудности в коллективе. У них нет желания разговаривать, чаще всего потому что не могут. Из-за этого они стараются реже общаться со сверстниками. Иногда может наблюдаться сложности с артикуляцией, звуки произносятся очень растянуто, речь быстрая. Такое произношение собеседники воспринимают с большим трудом. В связи с этим нарушает синтаксическая сторона речи.

Виды афазии

Патология подразделяется на виды в зависимости от психологических и лингвистических нарушений. Выделяются следующие виды:

  • Эфферентная моторная – при такой патологии человек не может переставлять слоги и фразы. У больного наблюдается скудная речь.
  • Тотальная афазия – при таком виде патологии больной не может ни воспринимать чужую речь, ни воспроизводить слова самостоятельно.
  • Амнестико-семантическая – у больного наблюдается нарушение с памятью и трудности в восприятии сложных конструкций.
  • Афферентная моторная – у детей нарушается функция правильного произношения звуков.
  • Акустическо-гностическая – при развитии такой формы заболевания у пациента возникает нарушение в восприятии речи собеседника.

Также могут встречаться смешанные формы патологии.

Диагностика и методы лечения

Диагностика детской афазии заключается прежде всего в обнаружении очага патологии. Для этого производится полное сканирование мозга. Очень важно для постановки диагноза найти причину, которая вызвала отклонение.

Большую роль играет домашняя работа с родителями. Родители должны научить ребёнка выполнять упражнения дома, правильно общаться. Если у ребёнка повреждены обширные участки мозга, лечение афазии бывает редко эффективным. Положительная динамика будет наблюдаться только в том случае, если удастся восстановить некоторые структуры головного мозга.

Очень важно для родителей понять, что они играют важную роль в процессе выздоровления ребёнка. Регулярные занятия с малышом, поддержка разговора, внимательное выслушивание его ответов, терпение и понимание окажут наибольшее влияние на процесс выздоровления.

Если ребёнок страдает моторной афазией, у него сохраняется критическое отношение к себе. Он осознает, что произносит фразы неправильно. Это может привести к развитию депрессивного состояния. Ребёнок становится замкнутым. Если происходит такой процесс, это может привести к углублению проблемы.

Чтобы этого избежать, необходимо проводить консультации с психологом. Важно, чтобы маленький пациент был уверен в себе. Это повлияет на результат лечения.

Чем раньше будет проводиться коррекция афазии, тем успешнее будет прогноз на лечение. Прогноз до начала лечения ни один врач поставить не сможет. Восстановление речевой функции будет зависеть от участка поражения головного мозга и степени нарушения.

Причины появления афазии у детей, диагностика и способы устранения

Не всегда речевые проблемы появляются в дошкольном возрасте или с рождения. Их провоцируют болезни, травмы, стрессы. Разделение диагнозов − сложное дело, не каждый специалист правильно определит болезнь.

Афазия у детей появляется очень редко, так как это нарушение больше характерно для взрослых. Появляется она из-за серьезного нарушения кровообращения в головном мозге, что приводит к утрате речи.

Причины появления

При афазии происходит поражение определенных участков мозга, которые отвечают за речь. Чаще всего это происходит на фоне инсульта, черепно-мозговых травм, аневризмы сосудов. Риск появления болезни есть у подростков и молодых людей.

Детская афазия возникает из-за следующих причин:

  • опухолей головного мозга;
  • травмы;
  • тяжелой инфекционной болезни.

Это тяжелое нарушение, которое затрагивает все виды речевой деятельности. Степень выраженности проблемы зависит от локализации очага поражения, его размера, нарушенных функций.

Имеет значение реакция человека на дефект, его осознание. Учитывается степень развития навыков, например, чтения, до появления дефекта.

Афазию нельзя путать с другими проблемами: алалией, дизартрией. У ребенка появляется ряд специфических симптомов. Причина нарушения всегда органической природы.

У детей афазия возникает редко — около 10% случаев приходится на дошкольный и школьный возраст. Остальная масса больных — это лица, старше 18 лет.

Из-за малоподвижного образа жизни, ухудшения криминогенной обстановки инсульты и черепно-мозговые травмы значительно помолодели. Увеличилось количество опухолевых заболеваний. Поэтому разработка методов восстановления речи актуальна.

У детей чаще диагностируют моторную и сенсорную афазию. У взрослых формы болезни разнообразны.

Моторная афазия

Встречается в 90% случаев, возникает при поражении речедвигательного центра головного мозга. При данной патологии человек не говорит либо воспроизводит отрывистые фразы.

При моторной афазии больной понимает обращенную речь, но сам воспроизвести ее не в состоянии.

Он не способен повторить звуки, слога, слова, простые фразы. Иногда спонтанно что-то говорит — расхожие выражения, бытовые предложения, случайные слоги. Невозможна спонтанная речь.

У детей отмечается частичный или полный распад письменной речи, чтение страдает больше, чем письмо. Попытки прочитать текст вслух сопровождаются паралексией — неправильным узнаванием букв, неспособностью соединять их в слоги.

В процессе логопедических исследований было обнаружено, что при моторной афазии дети способны правильно записывать цифровую последовательность, складывать из разрезной азбуки имя и фамилию.

  • самокритичность;
  • ощущение беспомощности;
  • осознание дефекта;
  • неуверенность.

В тяжелых случаях совокупность этих проблем приводит к депрессии. Она плохо влияет на развитие детей.

Сенсорная афазия

Этиология появления — поражается центр мозга, отвечающий за восприятие речи. У больного отличный слух, но он не понимает ничего из услышанного. Подобные чувства возникают у людей, которые слышат иностранную речь.

Специалисты выделяют две степени тяжести. При тяжелой человек не воспринимает свою, чужую речь. При легкой он не понимает определенные смысловые конструкции. При отсутствии работы над устранением дефекта количество узнаваемых слов снижается.

У детей эта форма встречается редко. Вторичные нарушения:

  • низкая степень концентрации внимания;
  • интеллектуальные нарушения;
  • отсутствие потребности в социальном взаимодействии.

В процессе восстановительной работы уделяют внимание развитию контакта, стимуляции положительных эмоций. Коррекция идет долго и требует много сил от специалистов и родителей.

При сенсорной афазии ребенок разговорчив, использует речь, но не контролирует ее. Несмотря на многословность, речевой поток лишен смысла.

Разграничение диагнозов

Определить точное речевое нарушение не всегда легко. В логопедии выделяют разные болезни, которые имеют определенные особенности. При дизартрии поражаются подкорковые структуры мозга, возникают проблемы с произносительной речью. При афазии грубые двигательные нарушения возникают вследствие поражения участков коры. Для дизартрии характерна ограниченность артикуляционного аппарата, которая наблюдается во всех ситуациях.

Симптоматика схожа с алалией, но это два разных диагноза. Афазия — это распад речи, которая начала нормально формироваться. Ребенок произносит звуки раннего онтогенеза, строит простые фразы, накапливает словарь. При алалии этого не происходит — нет слов, слогов, иногда только простые звукоподражания («ма», «биби»).

При афазии отмечается нормальный уровень физического слуха. Ребенок реагирует на раздражители, выделяет звуки речи из окружающей среды.

Если есть психические нарушения — задержка развития, умственная отсталость, аутизм – афазия не ставится. На ее фоне могут развиваться вторичные дефекты, но они не приводят к подобной проблеме.

Способы диагностики

Прежде чем начинать устранение проблемы нужно правильно определить причину нарушения. Это позволит выбрать направление восстановительной работы, провести лечение. Обследования назначает невролог.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или компьютерная томография помогает определить локализацию проблемы. Знание того, какие зоны коры мозга повреждены, помогут определить необходимую работу.

При сенсорной форме страдает зона Вернике, при моторной — Брока.

Желательно провести УЗИ сосудов мозга — это позволит выявить нарушения кровообращения.

Психолог оценивает состояние высших психических функции (ВПФ):

Это важный этап обследования, так как он дает возможность определить вторичные нарушения. При зрительной агнозии больной видит предмет, но не способен его узнать. То есть описывает стул, его функции, но не может назвать его.

Логопед проводит педагогическую диагностику. Она направлена на изучение общей, мелкой моторики, органов артикуляции. При моторной форме появляются апраксии — неспособность выполнить серию движений.

Во время разговора возникают перестановки в слогах. В тяжелых случаях отмечается «телеграфный» стиль речи, то есть больной не использует глаголы, предлоги, его фразы короткие и обрубленные.

У детей школьного возраста проводится диагностика письменной речи. Дается текст для списывания, один образец с письменными буквами, другой с печатными. Третий тест — запись под диктовку. Обязательно проводится проверка чтения.

При тяжелой форме моторной афазии ребенок способен записать слово, только если его четко проговаривают по слогам — это проявление аграфии. При сенсорной больной легко списывает текст с образца, читает его. Но без слухового контроля это не всегда звучит четко, ясно.

Первую помощь оказывают в стационарах, где детей проверяет консилиум специалистов. При ранних формах афазии сложно делать прогноз, так как многое зависит от степени поражения, начала оказания помощи, квалификации специалистов.

Методы лечения

Для устранения афазии используют два направления — логопедическое и медицинское. Невролог назначает курсовой прием препаратов, которые расширяют сосуды, улучшают метаболизм и кровообращение. Дополнительные средства стимулируют работу нервной системы — это лечебная физкультура, массаж, физиотерапия.

Афазия может характеризоваться разными проявлениями, поэтому логопед составляет коррекционную работу исходя из индивидуальных особенностей больного. Работа проводится под контролем лечащего врача, так как ухудшение состояния ребенка (снижение речевых функций) свидетельствует о повышении артериального давления и развития других проблем.

Первые занятия длятся по 10 минут, постепенно время увеличивается. Важно не перегрузить больного. На каждого ребенка заводится персональная тетрадь, куда записывается информация о занятии.

По возможности используют групповые занятия. Они восстанавливают коммуникативную функцию речи, убирают фобии и страхи. Детей подбирают по 3-4 человека с примерно одинаковой степенью дефекта. Для сенсориков группы делают по 2-3 человека.

При моторной афазии широко используются бытовые темы, домашние инсценировки. В начале занятия логопед четко проговаривает план урока.

Для детей дошкольного возраста есть специальные детские сады, для школьников – школа V типа. В условиях учебных заведений им оказывают всю необходимую помощь.

Особенности логопедической помощи

Для устранения нарушения у подростков потребуется около пяти лет упорного труда. Только при четком осознании дефекта, стремлении с ним справиться, можно добиться значительного улучшения. В силу возраста дети не всегда понимают серьезность положения, они надеются на спонтанное излечение, не видят необходимости в систематичности.

Специалисту необходимо развивать все виды психической деятельности, вырабатывать мотивацию, умение планировать, отрабатывать движения. Каждое занятие должно быть интересным.

Весь материал подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников и младших школьников используют лепку, конструирование, рисование, игры. Детей подготовительной группы обучают чтению, письму, складыванию слов из разрезной азбуки, дают им основы звукобуквенного анализа.

У школьников отмечаются сложности с ориентированием во времени, пространстве. Поэтому проводится работа по развитию математических представлений. Подросткам также восстанавливают навыки иностранного языка.

Детали работы

При моторной афазии большое внимание уделяется отработке артикуляционных движений, переключаемости. Проводится работа по развитию слоговой структуры начиная с первого класса слов (классификация Марковой).

Расширяется словарный запас, отрабатывается устранение аграмматизмов. Для развития связной речи используют сюжетные картинки либо комиксы. Работу начинают с сохранных звуков, после восстанавливают утраченные. Внимание ребенка обращают не только на акустические характеристики, но и на графические, артикуляционные.

Применяются лепка, срисовывание, неречевые игры. Это формирует мотивацию, развивает моторику.

Для сенсорной формы нет готовых методик лечения. Специалисту приходится самостоятельно подбирать программу восстановления.

На устранение нарушения уйдет около 5 лет. В некоторых случаях ребенку показана коррекционная школа, где у него будет облегченная программа. В обычной школе ему будет тяжело учиться, что скажется на психологическом состоянии и приведет к ухудшению.

Читайте также:  Причины, симптомы и лечение диссоциативной амнезии
Ссылка на основную публикацию