Способы лечения семантической афазии

Семантическая афазия, как специфический синдром неврологических расстройств: особенности развития, диагностики, лечения

Неврологические дефицитарные расстройства развиваются на фоне перенесенных травм, острых нарушений мозгового кровообращения (инсульт ишемический или геморрагический), инфекционных и дегенеративных заболеваний, прочих состояний. Некоторые из них сохраняются долгое время, другие краткосрочные, преходящие. Различается и возможность радикальным образом изменить ситуацию терапевтическими методами. Характер расстройства зависит от локализации поражения головного мозга.

Семантическая афазия представляет собой разновидность неврологического дефицита. При ней развивается невозможность понимать сложные логические конструкции, высказывания, структуры. Нарушается распознавание связи слов в предложении. Человек в силах осмыслить только простую речь и то не всегда. Семантическая афазия входит в синдром поражения области на стыке затылочной, теменной и височной долей. Это сравнительно небольшой участок нервных клеток. Обычно вовлекается та или иная доля в большей степени, что создает дополнительные симптомы патологического процесса, зависящие от преимущественной области поражения.

Состояние потенциально обратимое, многое зависит от фактора развития заболевания (говоря условно, потому как семантическая афазия не считается самостоятельным диагнозом или нозологической единицей в рамках классификатора МКБ-10 на который опираются врачи).

Основным механизмом семантической афазии является нарушение проводимости нервного импульса по долям головного мозга, что и приводит к дефицитарным явлениям. Профильными специалистами, которые призваны диагностировать и лечить нарушения считаются логопед и невролог. Проблема имеет междисциплинарный характер.

Причины развития семантической афазии

Причины семантической афазии всегда имеют структурное происхождение. То есть фактором в любом случае оказывается то или иное органическое нарушение работы головного мозга. Насколько тяжелое — предстоит выяснять врачам в рамках конкретного клинического случая. Согласно профильным исследованиям при опоре на эмпирические данные, можно назвать группу патологических первичных процессов, по отношению к которым семантическая афазия вторична.

Абсолютным «рекордсменом» по числу случаев развития неврологического расстройства является инсульт. В основном ишемический, но большой разницы здесь нет. Геморрагический чаще провоцирует более стойкие расстройства, что связано с действием дополнительного фактора поражения — скопления крови, компрессии мозговых структур этим сгустком, гематомой. Реабилитация при перенесенном некрозе церебральных тканей может затянуться на долгие месяцы. Наиболее эффективно проведение мероприятий в первый год. Во второй год достигается меньший результат. Адаптивные механизмы перестают работать по окончании второго года, потому нужно успеть «привести все в порядок» за 24 месяца. Чем быстрее, тем лучше.

  • Цереброваскулярная недостаточность хронического характера

Суть ее заключается в нарушении мозгового кровообращения без признаков массивного отмирания тканей мозга. Что лежит в основе семантической афазии в таком случае? Все то же нарушение проведения нервных импульсов по причине недостаточной скорости метаболизма в нервных тканях, слабой трофики, гипоксических и ишемических процессов. Восстановление представляется потенциально более простой причиной. Потому как выраженных структурных изменений пока еще нет, и это единственное исключение из приведенного выше принципа об обусловленности патологии структурными дефектами.

  • Транзиторная ишемическая атака

Преходящее острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается полной клинической картиной инсульта, но не имеет стойкости. Спустя примерно сутки клиническая картина редуцируется самостоятельно, все возвращается на круги своя. Семантическая афазия в такой ситуации вполне возможна, но при поражении указанной области на стыке височной, теменной, затылочной областей. Локализация всегда типична.

  • Опухоли головного мозга

Не играет роли, какие. Доброкачественные или злокачественные. Первые встречаются чаще. Но доброкачественность таковых весьма условна. Потому как пространство в черепной коробке серьезно ограничено и не способно расширяться, любая опухоль создает дополнительное давление на мозговые ткани. Компрессия приводит к неврологическим дефицитарным явлениям. Это фактор поражения. Крупные опухоли вызывают генерализованные нарушения работы церебральных структур, а злокачественные, вроде глиобластомы уносят жизнь пациента еще до развития стойкой семантической афазии. Хирургическое удаление новообразований, в том числе и объемных, которые нельзя отнести строго к опухолям (кисты) единственный способ коррекции состояния.

  • Воспалительные и инфекционно-воспалительные процессы

Аутоиммунные поражения церебральных структур встречаются исключительно редко. А вот инфекции распространены куда шире. Среди таковых можно назвать менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга. Поражения церебральных структур встречаются при сифилисе и прочих состояниях. Суть примерно одна всегда. Начинается воспаление, а затем постепенное отмирание нервных волокон. Но не лавинообразное, как при инсульте, а более мягкое, что делает возможным оказание медицинской помощи и повышает общие шансы на выживание и восстановление. Проблема кроется в срочной диагностике. Семантическая афазия такого происхождения лечится во вторую очередь, после устранения болезнетворного агента, восстановления нормального функционирования мозга.

  • Травмы головного мозга

Ушибы, сотрясения и более серьезные варианты нарушения. Оперативная коррекция требуется только при образовании гематом. В остальных случаях большого смысла не имеет. Терапия направлена на стабилизацию состояния, восстановление нервной деятельности. Коррекция семантической афазии — следующий этап специфического лечения и реабилитации.

  • Дегенеративные заболевания метаболического профиля

Подавляющее большинство случаев приходится на болезнь Альцгеймера. Это неизлечимое состояние, затормозить его тоже нельзя. Есть возможность только частично скорректировать семантическую афазию при деменции, и то не надолго. Развивается патологическое расстройство и при демиелинизации (рассеянном склерозе), но процесс менее агрессивный и поддается устранению лучше. В этом случае коррекция семантической афазии проводится медикаментозными средствами в системе с педагогическим влиянием на пациента, выполнением упражнений.

Косвенным образом повышают риски неврологического дефицита заболевания и состояния, которые приводят к описанным опасным процессам. Нарушения работы сердца, гормонального статуса, пиковые состояния (беременность, пубертатный период и прочие).

Выявление причин играет ключевую роль в назначении терапии и определении тактики диагностики. Не зная этиологии врач обречен бороться с симптомами. Причина остается нетронутой.

Симптомы расстройства, стадирование

Семантическая афазия возникает при поражении области на стыке затылочной, теменной и височной долей. Но значит ли это, что единственным симптомом подобного поражения окажется только расстройство восприятия речи? Нет, это далеко не так. Изолированного нарушения быть не может. В той или иной степени, страдают все три описанных структуры. Какая-то определенно в большей мере. Соответственно и симптомы почти всегда различны по интенсивности и характеру. Усредненную клиническую картину можно представить следующим образом:

  1. Типичная и основная черта патологического процесса — невозможность понимать сложную обращенную к пациенту речь. При этом разбор словосочетаний, осмысление простейших конструкций сохраняется, не считая редких и наиболее тяжелых случаев. Сложные конструкции вызывают непонимание, растерянность.
  2. Обнаруживается нарушение понимания связи между словами в предложении. Видовременного, логического, функционального соотношения, пространственного соотношения и прочие варианты. Человек не понимает метафор, фразеологизмов и воспринимает любое выражение в буквальном смысле. Утрачивается творческая составляющая речевого, вербального компонента мышления.
  3. Обнаруживается дезорганизация восприятия видовых конструкций языка. Падежей, родов, чисел, частей речи. Существительные заменяются прилагательными, глаголами.

При всем сказанном, нарушается не только восприятие, но и собственное воспроизведение речевых конструкций. Экспрессивная речь при семантической афазии почти невозможна, она становится бедной, скудной, невыразительной по смыслу и форме. При формальной сохранности интеллекта человек не способен выразить собственные мысли и понять мысли других людей.

Дополнительно возникают симптомы неврологического дефицита при поражении долей головного мозга:

  • зрительная агнозия, — больной не в силах воспринимать соотношение видимых предметов, особенно в пространственном плане;
  • утрата способности выполнять математические действия, в том числе и простые, в наиболее сложных клинических случаях (де-факто во время реабилитации таких пациентов приходится переучивать математике заново);
  • нарушение ориентации в собственном теле (в простых случаях это смутное неприятное ощущение, в наиболее сложных — полная невозможность воспринимать собственное тело единым целым, ориентироваться в его сегментах, человек может заявлять, что у него нет руки или рука принадлежит не ему);
  • невозможность распознать предметы на ощупь с закрытыми глазами.

В некоторых случаях присутствует амнестический компонент. Пациент не только не понимает обращенную сложную речь, не понимает логических и причинно-следственных связей, но и не способен вспомнить названия предметов, описывает их обобщенно (тарелка — такая посуда и пр.), в функциональном разрезе (ложка — то, чем едят, автобус — то на чем ездят и т. д.).

Ввиду невозможности понимать сложную речь, с пациентом приходится работать крайне осторожно, тщательно выверяя слова. Это требует недюжинного профессионализма от практикующего логопеда и невролога, терпения и системного, комплексного подхода. Потому ключевая рекомендация родственникам больного — тщательно выбирать докторов, справиться с такой проблемой качественно — под силу далеко не каждому. Нужны навыки и квалификация.

Признаки также существенно зависят от тяжести патологического процесса. Семантическая афазия стадируется по выраженности клиники на три этапа:

  1. Первая степень сопровождается минимальными изменениями. Речевой дефект и нарушение восприятия слабые, практически не мешают общению.
  2. Умеренная степень. Клиника выраженная. Наблюдаются массивные нарушения нормального говорения и восприятия речи. Прочих проявлений нет или они слабые.
  3. Выраженная или тяжелая степень семантической афазии. Тотальное нарушение восприятия, воспроизведения речи дополняется прочими неврологическими дефицитарными явлениями. Считается наиболее неблагоприятной в плане восстановления.

Диагностика семантической афазии

Диагностика собственно самой семантической афазии проблем не представляет. Достаточно побеседовать с пациентом. Проблемы возникают при выявлении глубины дефекта и его причин. На начальном этапе рекомендуются консультации невролога и логопеда.

Невролог оценивает общее состояния центральной нервной системы, проверяет базовые рефлексы. Проводится инструментальная диагностика:

  1. МРТ головного мозга. С начала обзорная томография, направленная на оценку общего состояния церебральных структур. При обнаружении предполагаемых аномальных очагов проводится прицельное исследование отдельных структур мозга в нескольких проекциях. Часто требуется применение контрастирующего препарата для лучшей визуализации тканей, обнаружения опухолей.
  2. УЗДГ сосудов шей, дуплексное сканирование головного мозга для оценки качества трофики, кровотока в церебральных структурах.
  3. Также при необходимости проводится люмбальная пункция. Она назначается в рамках исследования инфекционных процессов в церебральных структурах. Сама по себе процедура достаточно опасная, потому прибегают к ней только в случаях крайней необходимости.
  4. Дополнительно назначают ЭКГ, ЭХО для выявлений расстройств со стороны сердца.

Основная роль в функциональном аспекте ложится на логопеда. Оценка состояния проводится посредством серии тестов. Врач задает несложные вопросы, дает команды для оценки глубины поражения. Начинает с простых предложений все усложняя конструкции. В наиболее сложных случаях пациент путается в элементарных вещах. Признаки семантической афазии оцениваются в системе с прочими симптомами патологического процесса, неврологическими расстройствами.

Лечение патологии

Терапия семантической афазии заключается в устранении собственно первопричины нарушения. Это основа лечения. При опухолях требуется операция по иссечению, тотальному или субтотальному удалению аномальных тканей. Затем по мере надобности проводится химиотерапия, лучевая терапия. Прочие варианты требуют применения медикаментозных средств.

Каких именно — зависит от состояния. Цереброваскулярных (Пирацетам, Актовегин), ноотропов (Глицин), противогипертонических (бета-блокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ) и других.

Лечение семантической афазии как таковой требует работы с логопедом. Проводится коррекционно-педагогическая работа, основу которой составляют упражнения. Терапия проходит в несколько этапов:

  1. Пациенту предлагается дорисовывать картинки, дополнить логические словосочетания в контексте изобразительных материалов (например, изображение капусты и грядки в огороде, пациент должен соотнести термины в логической связи).
  2. Заключается в работе с семантикой. Определение отдельных терминов, составление фраз, предложение и далее по мере восстановления нормальных функций головного мозга. Восстановление речи проводится тем же образом. При необходимости начинают с самых азов, произносят буквы, учат артикуляции.
  3. В самых сложных ситуациях, если поражена теменная доля, требуется восстановить ориентацию в собственном теле. Нет смысла проводить восстановительные мероприятия изолированно. Мультизадачность позволяет активизировать адаптивные механизмы головного мозга быстрее.

Восстановительное обучение больных с семантической афазией проходит под постоянным контролем логопеда, дома с больным должны заниматься родственники. Возможно направление в реабилитационный центр.

Прогнозы и профилактика

В основном прогнозы положительные. Если имеет место опухоль — несколько менее благоприятный. Неблагоприятный на фоне обширного перенесенного инсульта или болезни Альцгеймера.

Специфических профилактических мероприятий не существует. Рекомендуется придерживаться оптимального уровня физической и умственной активности, своевременно лечит заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Регулярно проходить профилактические осмотры.

О других видах афазий читайте в наших статьях:

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

При повреждении левого полушария головного мозга у человека может развиться системное расстройство речевой функции. Оно носит название семантическая афазия.

Это патология характеризуется нарушением понимание сложных грамматических конструкций, возникающими элементами апраксии. Часто у человека теряется ориентация в пространстве. Заболевания относятся к редким, но приносит большие неудобства пациенту.

Клиническая картина

Под афазии семантической афазией понимается нарушение нервной системы, которое локализуются в коре головного мозга. Заболевание проявляется в нарушениях речевого восприятия, а также воспроизведения.

Семантическая афазия возникает из-за поражения трёх зон коры головного мозга. Сюда входят:

Патология проявляется в проблеме составить несложный текст, сопоставить близкие и далекие по смыслу предметы. У человека при разговоре происходит распад семантической структуры. Его речь становится лишенный смысла.

Причины появления патологии

Семантическая афазия возникает из-за поражения коры головного мозга. Чаще всего это связано с нарушением мозгового кровообращения и ишемическим инсультом. Но не всегда внутренние проблемы становятся причиной развития патологии. Болезнь может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Перенесенными операциями.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Опухолевыми процессами, которые происходят в головном мозге.
  • Воспалительными процессами такими как менингит, энцефалит.
  • Развитием болезни Пика или Альцгеймера.

В зависимости от нарушения функций различается несколько типов афазии:

  1. Словесная афазия — она проявляется в неспособности образовать слова.
  2. Семантическая афазия — характеризуется неспособностью понять слова.
  3. Номинальная форма — человек не может назвать знакомые предметы.
  4. Синтаксическая форма — больной не способен верно построить предложение.

  • страдающие гипертонической болезнью;
  • перенесшие черепно-мозговые травмы;
  • страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • при наличии заболевания центральной нервной системы;
  • пожилые люди после 50 лет.

Также причиной возникновения афазии может быть церебральный атеросклероз.

Симптомы

Такой диагноз, как семантическая афазия проявляется не только нарушением речи. У пациента может быть проблема не только с устной, но и письменной речью. Он упрощает речевые конструкции, употребляет общие фразы, но при этом у него совсем не страдает слух.

К основным видам симптомов относятся:

  • Проблема с логическим построением мысли.
  • Применение в большом количестве служебных частей речи при разговоре.
  • Человек теряет ориентацию в пространстве.
  • Больной не может выполнять математические упражнения.
  • Теряется способность понять косвенное значение слова. Все фразы воспринимаются лишь в прямом смысле.
  • Больной не может выполнить сложные просьбы, например, если перед ним будет стоять два разных стола, синий и красный, и ему предложат поставить красную чашку на синий стол, он не сможет это сделать.
  • Часто при названии предмета больной используют описательные конструкции.
  • Человек не понимает смысла между словами и построением предложения. Но при этом у больного не наблюдается изменения в манере речи.

Основные симптомы семантического нарушения связаны с невозможностью понять логику построения предложения, а также употребления нужных слов именно в определенный момент.

Классификация патологии

Многие специалисты не разделяют заболевания по классификациям. Но есть врачи, которые выделяют афазию на лёгкую, тяжёлую и среднетяжелую:

  • Легкая — это фаза, при которой нарушается определение причинно-следственных связей. Человек не может подобрать синонимы, у него возникают трудности с интерпретацией сложных речевых оборотов. Кроме того, он не может решить логические задачи.
  • Среднетяжелая степень — это патология, при которой у человека нарушается понимание логики грамматических конструкций. Больной не может решить математические задачи и выполнять операции со счётом.
  • При тяжелой форме возникает нарушение зрительной функции. А также у больного наблюдаются проблемы с восприятием пространства.
Читайте также:  Что нужно знать о акустико-мнестической афазии

От того, на какой стадии начато лечение, будет зависеть его эффективность.

Диагностика патологии

Диагностировать патологию бывает сложно, так как симптомы часто схожи с клинической картиной других заболеваний. В комплексе для этого используются следующие виды исследований:

  • У больного берется общий и клинический анализ крови.

  • Проводится компьютерная томография.
  • Назначается МРТ.

  • Пункция жидкости спинного мозга.
  • Проводится доплер сосудов головного мозга.
  • Исследования со стороны логопедии.
  • Проведение консультации с психологом.

  • Выполнение тестовых заданий для того, чтобы определить уровень развития письменной и устной речи у больного.

Выяснить, на какой стадии находятся речевые нарушения можно только при выполнении специальных задач. В связи с этим диагностика часто направлена именно на инструментальные исследования.

Наибольшую ценность для постановки диагноза имеют:

  1. Консультация логопеда — он диагностируют затруднение восприятия высказывания, нарушения воспроизведение слов, исследует слухоречевую памяти, артикуляцию.
  2. Консультация невролога. Она включает в себя сбор анамнеза, определение появления первых признаков заболевания. Обследование неврологом даст возможность определить возможности восстановления рефлексов.

В связи с тем, что патология очень сложная к диагностированию, самостоятельная постановка диагноза и назначение лечения исключено.

Лечение заболевания

Современная медицина использует несколько методов терапии и профилактики лечения семантической афазии. К таким методам относятся:

  • Логопедический способ — это основа терапии, которая заключается в восстановлении устной речи, а также письма и чтения. Пациенту регулярно назначают индивидуальные занятия с логопедом, которые основываются на традиционном подходе закрепления навыков лингвистики в речи пациента. Этот метод дает хорошие результаты, если одновременно с логопедическим лечением будут использоваться методика восстановления работы пораженного участка головного мозга.

  • Хирургическое вмешательство — операция может быть назначена для возобновления функционирования речевых зон. Ее целью является улучшение кровотока в пораженном участке мозга. Это признано улучшить работу нервных тканей.
  • Физиотерапевтические процедуры — применяют в комплексе с традиционным лечением.

Для эффективности лечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • Регулярное снабжение кровью пораженных участков головного мозга.
  • Достаточное обеспечение головного мозга кислородом.
  • Ежедневная деятельность, которая будет затрагивать участки мозга, находящиеся с погибшей зоны.
  • Важно, чтобы в процессе лечения у человека были сведены к минимуму стрессовые ситуации.

Методы терапии должны быть начаты как можно раньше, при появлении первых симптомов. Лечение должна проводиться ежедневно и быть направлено на корректировку не только устной, но и письменной речи.

Медикаментозное лечение назначается только врачом-неврологом в отделении стационара. Она включает в себя прием препаратов, которые улучшают обеспечения мозга кислородом и полезными веществами. В первые три недели их назначают в виде инъекций, затем переходят на прием таблеток.

Профилактика в домашних условиях

После выписки пациента из стационара, необходимо продолжать терапию в домашних условиях. Она заключается в следующем:

  • Прием медикаментов.
  • Проведение упражнений для речевого аппарата, которые назначаются врачом.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Занятия с психологом.

Для родственников очень важно правильно построить общение с больным. Необходимо обращаться с ним вежливо, не акцентирую внимание на его проблемы с речью. Говорить необходимо чётко. Нельзя перегружать пациента просмотром телевизора. Это связано с тем, что отдельные части мозга, которые ещё не до конца восстановились, могут повредиться из-за перегрузки. Все фильмы и передачи должны быть только позитивного характера.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Семантическая афазия: актуальные причины, симптомы, лечение

Системное расстройство речи – семантическая афазия – возникает при нарушении структуры тканей коры головного мозга на стыке височной, теменной и затылочной областей левого полушария. Для него характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве. Отмечаются признаки неспособности совершать целенаправленные движения, работать с числами и выполнять арифметические действия. При своевременном выявлении очага поражения ЦНС и профильном лечении шансы на восстановление функций высоки, но только при правильной логопедической коррекции.


Для семантической афазии характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве.

Характеристика патологии

Семантическая афазия входит в синдром поражения стыковой зоны левого полушария, именуемый ТПО – темпоро-парието-окципитальный синдром. Расстройство обусловлено локализацией в этой области мозга клеток, обеспечивающих сбор информации и ее трансформацию в некое представление или модель. Ухудшение образного мышления и пространственных действий – причина появления речевого расстройства.

Патология возникает при поражении 3 структур головного мозга – затылочной, теменной и височной доли, и характеризуется снижением уровня восприятия и понимания речи других людей, формированием аграмматических словарных связей.

Афазия сопровождается ухудшением мелкой моторики пальцев, координации движений и ориентации. При таком диагнозе пациент воспринимает исключительно простые предложения или словосочетания. Нарушение логического мышления приводит к построению лексически или грамматически неправильных предложений. Человеку удается выполнять простые действия, но при усложнении задания, он отказывается его делать.

Недоступными для восприятия становятся предложения, содержащие причастные (или деепричастные) обороты, опирающиеся на причинно-следственные связи или содержащие пространственные описания. Пациенты не в состоянии понять смысл «крылатых выражений», пословиц и поговорок.

Лечение семантической патологии возможно. Но его результат зависит от причин, спровоцировавших афазию. Иногда можно только снизить симптоматику.

Прогноз

Как правило, семантическая афазия имеет благоприятный прогноз, однако, в случае формирования такого заболевания у детей младше 5 лет и у взрослых старше 50 лет, есть основания полагать, что у пациента останутся некоторые отклонения в речевом развитии и полноценное излечение не наступит.

Итак, семантическая афазия довольно редкое, но не излечимое заболевание, которое поддается диагностике и лечению. Но, многое зависит от окружения больного и самого пациента. Нежелание обращаться за помощью к специалистам повсеместно распространено в последнее время, что может привести к некоторым последствиям. Не пренебрегайте походом к врачу, берегите себя и своих близких и ни в коем случае не занимайтесь самолечением!

Причины и группы риска

Основной механизм развития расстройства заключается в нарушении мозгового кровообращения вследствие поражения кровеносных сосудов. Обычно афазия появляется, как осложнение после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта. Также причиной появления нарушения могут стать такие патологии головного мозга:

  • новообразования;
  • хирургические операции;
  • воспаления.

Спровоцировать семантическое расстройство может болезнь Пика или Альцгеймера, при которых нарушается работа ЦНС (центральной нервной системы).

В группе риска находятся пациенты:

  • после 50-55 лет;
  • страдающие от повышенного АД (артериального давления);
  • имеющие в анамнезе атеросклероз или ЧМТ (черепно-мозговые травмы);
  • с нарушением работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • с неврологическими недугами.

Точную причину расстройства устанавливают после проведения диагностики и анализа симптоматики протекания патологии.

Лечение

Несмотря на неврологический характер болезни основу лечения составляет логопедия. Однако, комплексный подход даст лучший эффект. Комплекс в себя включает:

  1. Логопедическая терапия.
  2. Медикаментозное лечение.
  3. Физиотерапия.

Лечение препаратами заключается в назначении пациенту лекарственных средств, стимулирующих работу мозга (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол).

Что касается логопедии, то основу в лечении болезни составляет именно она. С больным проводят мероприятия, направленные на восстановление способности нормально разговаривать.

Так, врач применяет методы сопоставления демонстрируемых картинок с реальными предметами.

Кроме того, проводятся математические упражнения, которые усложняются, по мере прогресса в лечении.

Крайним этапом в лечении является пространственное восприятие больного. Непрерывное влечение имеет положительный эффект и в большинстве случаев приводит к выздоровлению. Однако, говорить о быстрой победе над недугом не стоит, болезнь хоть и поддается лечения, но с большими трудностями.

Клиническая картина

Основа семантической афазии – импрессивный аграмматизм: неспособность воспринимать сложные грамматические обороты речи и расстройство семантики: осмысления услышанного или перечитанного. Речевые нарушения развиваются на фоне симптомов неврологии:

  • агнозии – неспособности осмыслить сюжетный рисунок или составить рассказ по серии картинок;
  • апраксии – ухудшение координации движений;
  • акалькулии – снижение способности к вычислительным действиям, неспособность чтения сложных чисел или математических знаков.

Средняя и легкая степень семантической афазии выражается исключительно в речевых расстройствах. При тяжелых поражениях мозга наблюдается нарушение зрительного восприятия и ориентации в пространстве (предметный гнозис) и сочетание двигательных и зрительных расстройств (апрактоагнозия), а также отсутствие восприятия падежных конструкций.

Причиной семантической патологии является поражение затылочной и теменной части мозга, отвечающих за речевые навыки. Поэтому происходит утрата речевых функций без снижения слуха, памяти и артикуляции.

Для семантической афазии характерны такие признаки:

  • подмена общеизвестных слов длинными формулировками: вместо слова «нож» человек говорит – «то, чем хлеб режут»;
  • отсутствие восприятия связи между словами (лексической и грамматической);
  • выполнение исключительно простых команд – «сядь на стул», «отнеси чашку на кухню»;
  • трудности с логическим мышлением;
  • неумение находить «скрытый» смысл;
  • упрощение устной речи – отсутствие наречий, прилагательных, деепричастных оборотов;
  • непонимание сложных грамматических конструкций;
  • сложности с выполнением простых арифметических действий;
  • некоординированная двигательная активность.

На начальной стадии могут фиксироваться отдельные симптомы. При прогрессировании патологии дегенеративная симптоматика нарастает, состояние пациента ухудшается.

Акустико-мнестическая афазия

У здорового человека слуховое восприятие сопровождается акустическим запоминанием благодаря анализу звукового состава услышанных слов. Этот процесс затормозится, если части информации не связаны друг с другом или внимание слушателя будет отвлечено. При поражении коры головного мозга в средних и задних отделах височной зоны торможение слуховых следов достигает своего максимума. В результате развивается акустико-мнестическая афазия, при которой смысл одного слова утрачивается, когда больной слышит новое. Патология может проявляться также при работе со слогами.

Проведенные исследования показали, что случаи изолированной формы речевого расстройства единичны. Обычно они имеют смешанную природу, при котором проявляется сразу 2-3 механизма поражения нервной ткани. Чаще всего акустико-мнестическая афазия выявляется в остром периоде инсульта. Нередко дефект речи выражен слабо, он может остаться незамеченным на фоне других неврологических симптомов. Иногда его принимают за снижение когнитивных функций ЦНС, нейродинамическое расстройство.

Классификация

Клиницисты выделяют несколько видов афазии в зависимости от соматических, психологических и артикуляционных симптомов. Наиболее популярна среди практикующих неврологов и логопедов классификация Лурия. Она базируется на клинической картине патологии и локализации поражений головного мозга. По этим признакам выделяют такие разновидности расстройства:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • амнестико-семантическая;
  • акустико-гностическая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная.

При больших участках поражения клеток мозга диагностируют смешанную форму патологии. Обычно симптоматика включает моторную и акустическую афазию, формирующуюся при нарушении кровотока в затылочном отделе. При этом наблюдается системная симптоматика, что затрудняет выявление и лечение заболевания.

Восстановление

Для пациентов с любой формой афазии важно прохождение поэтапного обучения, в ходе которого восстанавливаются навыки, утраченные или ослабленные под воздействием заболевания.

Период восстановления можно условно поделить на несколько стадий, в течение которых пациент постепенно увеличивает объем запоминаемой информации, полученной через акустический и зрительный канал.

  1. На начальном этапе пациент обучается работе со зрительными образами. Для этого ему предоставляются изображения, подписанные названием указанного предмета. В процессе работы с картинками пациент изучает функции предмета, области его применения, а также внешний облик. На этом этапе пациент также учится соотносить части своего тела с рисунками, изображенными на выданных карточках.
  2. Следующий этап лечения относится к восстановлению ситуативно-обусловленной речи. Пациент начинает ориентироваться, полагаясь на речевые указания, может поддержать обсуждение той или иной темы, самостоятельно проходит различные виды анкетирования и выполняет другие виды деятельности, направленные на закрепление результата, достигнутого на предыдущем уровне.
  3. Третий этап относится к увеличению объема слухоречевой и зрительной памяти. На этом этапе пациент выполняет более сложные задания: разгадывает загадки и кроссворды, пересказывает услышанный или прочитанный отрывок, сочиняет свои истории на заданную тему или по изображенным сюжетам, запоминает разного рода фактическую информацию (важные даты, адреса, телефонные номера и т.д.).

Больным амнестической афазией рекомендуется трудотерапия, лечебная физкультура, просмотр фильмов, чтение книг, занятия спокойными хобби и прочее.

Амнестическая афазия наблюдается при повреждениях головного мозга. Восстановление после особо тяжелых случаев длится не один год и требует терпения и поддержки со стороны близких больного. Амнестическая афазия не является самым тяжелым последствием повреждения головного мозга, однако и она оказывает негативное влияние на жизнь больного, именно поэтому важно своевременное начало лечения и прохождение последующего восстановительного курса.

Особенности диагностики

Симптомы семантической афазии перекликаются с признаками других неврологических заболеваний. Поэтому дифференцировать патологию бывает сложно. Для уточнения диагноза проводят клинические и аппаратные обследования:

  • КТ (компьютерная томография) или МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника и головы;
  • МР-ангиография – изучение состояния сосудов с помощью магнитно-резонансного томографа;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • дуплексное исследование сосудов головы.

Обязательна консультация клинического психолога и дефектолога. Они оценивают уровень развития устной и письменной речи, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики. Это позволяет дифференцировать семантическую афазию от других заболеваний.

Самостоятельно диагностировать патологию невозможно. Для этого требуется мнение нескольких узких специалистов, изучение имеющихся в анамнезе хронических или перенесенных тяжелых болезней и прохождение комплексного обследования.

Осложнения

Игнорирование акустико-мнестической афазии, как признака церебральной патологии, приводит к прогрессированию основной болезни. Отказ от целенаправленного лечения самого расстройства со временем делает невозможным общение больного с окружающими. Это приводит к проблемам с социальной адаптацией, отсутствию возможности читать, писать, считать.

Неспособность донести свои мысли до окружающих вызывает у пациента раздражение, провоцирует неврозы, обостряет негативные черты натуры.

Ситуация становится хуже, если афазию принимают за когнитивное расстройство и проводят неправильное лечение. Проблемы с речью закрепляются, шансы на восстановление снижаются.

Симптоматика семантической афазии

Семантическая афазия — это комплексная речевая патология, связанная с нарушением осмысления логико-грамматических структур. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области (зона ТРО) левого полушария.

При данном виде афазии человек испытывает трудности с пониманием семантики языковых единиц, особенно в контексте сложных грамматических конструкций, страдает расстройством визуального и пространственного мышления, акалькулией и элементами апраксии.

Синдром, характеризующийся постепенной потерей способности говорить, читать, писать и понимать, что говорят другие, относятся к категории первичной прогрессирующей или семантической афазии.

Что такое семантическая афазия

Люди, страдающие семантической афазией, испытывают большие трудности с пониманием значения слов, поиском названий или наименованием живых и неживых объектов. Со временем люди семантической афазией начинают использовать более общие названия для конкретных вещей.

Например, они могут сказать «животное “вместо «собака».»По мере того, как их понимание слов ухудшается, они могут в конечном итоге перестать понимать речь окружающих.

Читайте также:  Особенности детской афазии

Семантическая афазия как отдельный вид афазии впервые описана английским врачом-афазиологом Генри Хэдом. Он предложил психолингвистическую классификацию афазий.

Впоследствии нейропсихологическая концепция учёного разрабатывалась другими исследователями, в том числе нашла отражениев в работах советского психолингвиста А. Р. Лурия, который дал более подробное описание этой патологии.

Она представляет собой нарушение когнитивного характера: отсутствует понимание семантики лексемы в контексте логико-грамматических языковых конструкций.

Причины

  • острые нарушения кровоснабжения мозга (геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние и др.);
  • раковые опухоли мозга и других органов, метастазирующих в мозг;
  • ЧМТ;
    повреждение коры головного мозга при проведении нейрохирургической операции;
  • заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), а также абсцессы мозга различной этиологии (сифилис, туберкулёз, вирусная, бактериальная, грибковые инфекции);
  • нейрологические заболевания дегенеративного характера (например, болезнь Паркинсона).

Патогенез

Вышеуказанные факторы вызывают поражение отдельных участков головного мозга (21-е, 37-е, 39-е, 40-е, 52-е поля по Бродману), которые входят в блок перцептивных процессов общения: принятия, осмысления и хранения поверхностной информации. Эти поля объединяют полимодальную информацию.

При семантической афазии остаётся неизменным понимание основного, первичного значения слова, связанное с его звуковой оболочкой. Нарушения присутствуют в восприятии второстепенного, переносного или омонимичного значения, семантики слова в контексте словосочетания или предложения.

Возникают проблемы с восприятием обращённой речи, нарушение пространственного восприятия, конструктивная апраксия, амнезия, заключающаяся в трудностях подбора необходимых для высказывания лексем.

Классификация

Семантическая афазия имеет три стадии:

  1. Лёгкую. Нарушается последовательная связь между явлениями, встречаются ошибки в разграничении причины и следствия. Возникают сложности при контекстуальном подборе того или иного слова, толковании сложных речевых конструкций. Наблюдаются трудности в решении задач на логику.
  2. Среднетяжёлую. Наблюдаются сложности в понимании грамматологических конструкций и иносказательных оборотов, в осуществлении арифметических действий.
  3. Тяжёлую. Характерны выраженные расстройства визуально-пространственного восприятия. Понимание грамматических оборотов и предложных конструкций значительно затруднено или недоступно.

Поскольку данное нарушение в первую очередь влияет на височную долю мозга, то процесс этот можно назвать необратимым.

Чаще всего семантическая афазия наблюдается у людей в возрасте 50-60 лет и может продолжаться на протяжение 12 лет. Хотя эти цифры приблизительны, и могут отклоняться в ту или другую сторону.

Зачастую кроме речевых нарушений появляются отклонения в поведении. Лекарств, чтобы излечить данное состояние, к сожалению пока нет. Есть препараты, которые могут улучшить состояние, помочь сохранить в памяти некоторые моменты из жизни. Однако более благоприятного прогноза дать никто не может.

Исследования показали, что физические упражнения помогают улучшить здоровье мозга и улучшает настроение и общую физическую форму. Сбалансированное питание, достаточный сон и ограниченное потребление алкоголя являются другими важными способами содействия хорошему здоровью мозга.

Другие болезни, которые влияют на мозг, такие как диабет, высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина, также должны лечиться при наличии.

Когда бить тревогу?

Бить тревогу и проводить тщательное диагностическое обследование необходимо при наблюдении следующих трех показателей, если:

Происходит постепенное ухудшение языка (не только речи).Языковая проблема изначально является единственным недостатком.Основной причиной является нейродегенеративное заболевание.

Отличительной чертой семантического варианта афазии является прогрессирующая потеря значений слов. Если существуют дополнительные серьезные проблемы в идентификации объектов или лиц, это состояние также называется семантической деменцией.

Другие языковые навыки, включая способность производить речь и повторять фразы и предложения, произносимые другими, не затрагиваются. Однако, хотя пострадавшее лицо может продолжать говорить свободно, его речь становится неясной и трудной для понимания, потому что многие слова опущены или заменены.

Проблемы с языком увеличиваются со временем. Происходит медленная, но прогрессирующая потеря словарного запаса и способности понимать, что говорят люди. Речь становится все более расплывчатой, и количество речи имеет тенденцию уменьшаться.

В дальнейшем при болезни нарушаются неязыковые функции. В частности, человеку может быть все труднее распознавать знакомых людей или предметы домашнего обихода. Возрастают также проблемы, связанные с осуществлением нормальной повседневной жизнедеятельности.

Как распознать?

По ряду признаков можно узнать, что у человека начинается или прогрессирует рассматриваемая нами форма афазии.

Аномия

Невозможность вспомнить названия объектов; трудность «нахождения правильного слова».» Пострадавшее лицо может не иметь возможности назвать изображение грузовика или может заменить другое слово в той же категории, например “автомобиль” вместо “грузовик».”

Сокращенное понимание одного слова

Пострадавший человек не может вспомнить, что означают слова, особенно слова, которые менее знакомы или используются реже. Например, он может спросить “ » Что такое грузовик?»

Когда пациента просят принести апельсин, он может вернуться с яблоком, потому что значение слова «апельсин» потеряно. Это не означает, что объект не распознается, о чем свидетельствует тот факт, что пациент не будет пытаться съесть апельсин, не очистив его.

Забывание знакомых объектов

Неспособность вспомнить, что такое знакомый объект или как он используется. Например, пострадавший может быть не в состоянии идентифицировать общие кухонные принадлежности и то, как они используются в приготовлении пищи. Это очень необычно на начальных этапах семантической афазии, но может появиться позже.

Поверхностная дислексия / дисграфия

Трудность чтения и написания слов, которые не следуют правилам произношения или правописания; такие слова пишутся или произносятся “как будто” они следуют правилам.

Симптомы семантической афазии

  1. Фразовая речь экспрессивная, нормальная по объёму и скорости, но состоит из простых предложений.
  2. Характерны грамматические ошибки, касающиеся согласования слов, употребления нужной падежной формы.
    Человек понимает значение простых синтаксических конструкций и отдельных слов. Распространённые или сложные предложения недоступны для понимания.
  3. Затруднено восприятие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
  4. Поговорки, пословицы, метафоры, фразеологизмы и другие устойчивые выражения воспринимаются не в переносном, а прямом значении (например, что посеешь, то и пожнёшь; цыплят по осени считают; счастливые часов не наблюдают; сесть в лужу, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона).
  5. Нарушено понимание частеречного членения языковых единиц. Имена сущ. бег, рассвет, отлёт пациенты относят к глаголам, а глаголы зеленеть, краснеть — к прилагательным; прилагательные, ставшие существительными (столовая, мороженое, булочная) считают прилагательными.
  6. В связи с нарушением понимания грамматической категории слова пациент не может понять и выполнить просьбы такого типа: дотронуться до головы линейкой, показать стакан карандашом.
  7. Нарушается понимание предложно-падежных конструкций вследствие пронстранственной агнозии (под столом, над головой, на столе, в тумбочке), форм сравнения (быстрее, медленнее; больше, выше, ниже), словоформ Р.п. (пальто матери, машина друга), оборотов с временным значением (после весны, накануне праздника).
  8. Нарушается восприятие времени и пространства. Человек не может выполнить простую просьбу: расположить предметы определённым образом (например, карандаш положить с правой стороны от ластика и слева от книги; тетрадь положить на середину стола).
  9. Развивается акалькуляция, связанная с трудностями выполнения последовательных арифметических действий. Возникают проблемы с пониманием порядковых чисел.
  10. Наблюдаются нарушения в лексико-грамматическом развёртывании высказывания. Пациент также забывает наименования некоторых предметов при создании предложения. В таких случаях часто наблюдается использование описательных оборотов (то, чем пишут; то, из чего пьют), или слов с категориальным значением (это такой фрукт, такая мебель), прослеживается выстраивание ассоциативных связей как способ замены основного слова (жёлтое, светит в небе)
  11. Письменная речь, так же, как и устная содержит только неусложнённые синтаксические конструкции.
  12. Способность читать и понимать прочитанное сохраняется, но для полноценного восприятия и осознания доступны только простые тексты, написанные без использования сложных, длинных предложений. Чтение художественной литературы чаще всего не осознанное.

Диагностика

С целью диагностики заболевания применяют различные методы, среди которых: магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, исследование церебральной гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости, транскраниальная ультрозвуковая допплерография (УЗДГ), дуплексное сканирование . Анализируются данные анамнеза (наличие ЧМТ, опухолей, перенесённого инсульта и т.п.).

Обязательна консультация невролога и логопеда.

В тех случаях, когда семантическая афазия не ярко выражена, определение речевых нарушений возможно только при выполнении специально подобранных заданий и упражнений, направленных на выявление тех или иных нарушений.

При постановке диагноза важно дифференцировать семантическую афазию от других нарушений речи. В отличие от дизартрии сохраняется артикуляционная способность. От акустических видов афазий семантическая отличается сохранностью фонематического слуха и слухоречевой памяти. При динамической афазии речь становится неэкспрессивной, наблюдается стереотипность высказываний, что не происходит при семантической афазии.

Лечение семантической афазии

Лекарственная терапия ноотропными и вазоактивными препаратами должна проводиться одновременно с логопедической коррекцией и реабилитационными мероприятиями.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом. Лечение должно быть комплексным.

Логопедическая коррекция включает:

  • восстановление визуально-пространственного мышления (пациенту предлагаются различные упражнения: дорисовать фигуру или недостающие части рисунка, собрать пазл, расположить предметы в соответствии с заданием);
  • восстановление семантического восприятия (проводится разбор грамматических словоформ, однокоренных слов, слов многозначных и омонимов и их употребление, дифференциация причастных и деепричастных оборотов, подбор синонимов и антонимов, толкование устойчивых выражений и метафор);
  • восстановление арифметических способностей (при лёгкой форме решаются логические задачи (например: Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из мальчиков выше всех? Ниже всех?); при средней разбираются этапы решения сложных математических выражений; при тяжёлой добиваются умения решать элементарные примеры на сложение и вычитание).

Каков прогноз для людей с семантической афазией?

Успешность лечения зависит от причины, особенностей проявления и течения болезни, а также эффективности врачебных действий и назначений.

Немаловажное значение имеют возраст больного и осознание им степени тяжести заболевания, желание лечиться. В некоторых случаях пациент не видит никаких проблем и, соответственно, отказывается от врачебной помощи.

При своевременном логопедическом лечении и нетяжёлых формах болезни прогноз благоприятный: все речевые функции восстанавливаются. Тяжёлые нарушения требуют более длительного лечения. В этом случае полного восстановления всех норм речи может и не произойти.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении различных поражений головного мозга: травм, цереброваскулярной патологии, инфекционных и онкологических болезней.

Это трудный вопрос, чтобы ответить на него, так как было очень мало исследований в данной области, и он может быть чрезвычайно изменчивым от человека к человеку. Однако мы знаем, что с момента появления симптомов многие люди будут жить более 10 лет, может быть более 15 лет.

Речевые и языковые терапевты и исследователи оценивают способность людей с афазией понимать отдельные слова. Они обычно полагаются на тесты, которые требуют от человека с афазией, чтобы слушать, или читать слово, а затем указать на соответствующую картину.

Эти тесты не могут быть хорошей мерой истинных способностей людей, однако, потому что они включают в себя гораздо больше, чем просто смысл слова.

Кроме того, этот тип оценки, как правило, только проверяет понимание слов для материальных объектов, таких как ручка или яблоко, и не проверяет слова для абстрактных понятий, таких как любовь или случай, которые также часто используются в повседневной беседе.

Случай

В отделение неотложной помощи больницы поступила 81-летняя женщина с жалобами на проблему при чтении. Женщина каждый день читала книги и газеты. У нее было полное высшее образование.

За день до поступления она проснулась утром, заметив, что буквы любых текстов, которые она пыталась прочитать, были «перемешаны», что сделало ее чтение очень трудным. Поскольку других неврологических нарушений не было, а ее зрение, как утверждает, не пострадало (визуальные симптомы не были обнаружены), она решила подождать следующего дня, чтобы обратиться за помощью.

В отделении неотложной помощи ее артериальное давление составляло 140/90 мм рт.ст., частота сердечных сокращений-90 ударов в минуту, нормальная аускультация сердца и легких и отсутствие шейных отростков.

При неврологическом обследовании:

она была внимательна и ориентирована, с сохраненной беглостью и повторяемостью, без парафаз;
ей было трудно назвать обычные предметы (она могла назвать ручку, а не часы, но могла сказать назначение каждого предмета) и вспомнить имя сопровождающего ее сына, и она не могла назвать имена своей дочери или своих 5 внуков, хотя она знала, кто они такие;
долговременная память не была нарушена;
была представлена жесткая трудность для чтения простых текстов, а также для письма, включая ее собственное имя;
агнозия пальцев и левосторонняя дезориентация не были замечены;
конструктивный праксис и способность к исчислению были пощажены;
наблюдалась правосторонняя омонимичная гемианопсия, и не было никакого двигательного дефицита.

Электрокардиограмма выявила синусовый ритм с неспецифическими изменениями реполяризации желудочков. При компьютерной томографии головного мозга выявлен левый задний височно-теменно-затылочный инфаркт, который включал угловую извилину и исключал нижнюю височную извилину.

Магнитно-резонансная томография головного мозга подтвердила те же результаты.

После этого пациент был госпитализирован в отделение интенсивной терапии и начал принимать ацетилсалициловую кислоту в дозе 300 мг в день вместе с терапией статинами.

Во время пребывания в больнице дополнительно назначались антигипертензивные препараты.

Значимых эхокардиографических нарушений выявлено не было, но при допплерографическом исследовании были выявлены незначительные нарушения сонных артерий, обусловленные наличием атеросклеротических бляшек; наряду с данными томографии головного мозга и клиническими результатами, эти результаты предполагали возможную атеротромботическую этиологию инсульта, но не было обструкции более 50% в артериях шеи.

Она все еще делала некоторые семантические ошибки, когда выписывалась домой через несколько дней.

Семантическая афазия также известна как аномальная афазия из-за нарушения именования, которое является характерной особенностью этой формы языкового нарушения.

У нашего пациента наблюдалась семантическая афазия, приводящая к затруднениям в чтении (Алексия) и письме (аграфия), а также омонимичная гемианопсия, которая была верифицирована только при неврологическом обследовании, в результате чего был поставлен диагноз острого ишемического инсульта.

Классические компоненты синдрома Герстмана не наблюдались, но вовлеченность левой угловой извилины и ее смежность, вероятно, могли бы объяснить признаки и симптомы, с которыми мы столкнулись.

Так как размер поражения считался большим 9(более 1,5 см на любой плоскости), прогноз может быть не так хорош для производительности языка, но последовательная оценка должна быть дополнительно проведена для оценки эволюции.

Левая угловая извилина интегрирует функции из нескольких других областей мозга. Это может объяснять ориентацию слева направо, конструктивную практику, именование, чтение и письмо (пространственное представление слов), исчисление и распознавание пальцев.

Теперь мы знаем, что большинство этих функций распределены по нейронным сетям с параллельной обработкой, и не локализованы в определенной области мозга, но неполная форма нарушения пространственного представления может быть обнаружена у пациентов с травмами угловой извилины или рядом с ней.

К сожалению, наша пациентка не смогла получить лечение, потому что ей потребовалось более 24 часов, чтобы обратиться за неврологической помощью.

Семантическая афазия

Семантическая афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. Характеризуется нарушением понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии. Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование, церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

Читайте также:  Что нужно знать о моторной афазии

МКБ-10

Общие сведения

Семантическая афазия впервые описана английским врачом-неврологом Генри Хэдом, затем подробно изучена отечественным учёным А. Р. Лурией. Патология представляет собой расстройство глубинного понимания значения слова в контексте тонких логико-грамматических речевых конструкций. Поскольку в основе афазии лежит нарушение восприятия семантики слова, в логопедии она получила название «семантическая». Данный вид нарушения речи рассматривается как составная часть синдрома ТПО, возникающего при патологии церебральной коры на стыке височной (темпоральной), теменной (париетальной) и затылочной (окципитальной) долей. Наиболее часто семантическая афазия встречается вследствие перенесённого инсульта у пациентов среднего и пожилого возраста.

Причины

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка. Среди непосредственных причин патологии основная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит мозговых сосудов. Прочими возможными этиофакторами являются:

  • Опухоли головного мозга. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают окружающие ткани, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их последующая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Воспалительные процессы. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы головного мозга специфической (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления возникает дисфункция нейронов коры, и появляется семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные заболевания. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (например, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. Затем прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Патогенез

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые являются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации. Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез). Семантическая афазия возникает вследствие расстройств указанных функций, необходимых для объединения деталей в единое целое. Первичное понимание слова, связанное с его звучанием, сохранено. Нарушения касаются процесса дальнейшего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи. Параллельно возникают расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, элементы специфической амнезии с трудностями поиска отдельных, необходимых для формирования высказывания слов.

Классификация

В литературе понятие о степенях тяжести данной патологии размыто. Большинство авторов полагает, что существуют преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений. Однако указания отдельных специалистов на наблюдаемые ими случаи грубо выраженной симптоматики позволили выделить также тяжёлую степень. Таким образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

Симптомы семантической афазии

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обычная по объёму и темпу, но строится простыми предложениями без употребления сложных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы. Пациент отлично понимает отдельные слова и просто построенную речь. Усложнение используемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение. Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений – они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.

У больного нарушено понимание семантики слова: слова воспринимаются предметно без учёта их грамматической формы. Например, существительные «бег», «прыжок» пациенты относят к глаголам, а глаголы «зеленеть», «хорошеть» – к прилагательным. Нарушение понимания грамматической категории слова (части речи, рода, падежа, числа) обуславливает невозможность выполнения инструкций типа «Покажите стакан карандашом», «Покажите зеркало указкой».

Семантическая афазия сочетается со зрительно-пространственной агнозией — искажённым восприятием пространственного взаимоотношения предметов. В результате нарушается понимание речевых конструкций с предлогами (под, над, на, в), сравнительных форм (меньше, больше), атрибутивного родительного падежа (пальто отца, машина водителя), временных оборотов (перед выходными, после зимы). Нарушается восприятие географических карт, ориентировка по часам. Наблюдается пространственно-конструктивная апраксия — пациент не способен расположить предметы по заданию «ручку слева от линейки и справа от ластика». Потеря ориентировки в числовых разрядах и конструктивная апраксия делают затруднительным последовательное выполнение ряда счётных операций, развивается акалькулия.

В ряде случаев семантическая афазия сопровождается амнестическими трудностями, выражающимися в затруднении поиска названия предмета или понятия при построении высказываний. В подобных ситуациях пациенты используют синтагматический приём описания функции («то, чем рисуют») или называют категориальную принадлежность предмета («такая мебель»). Письменная речь упрощена, не содержит сложных грамматических оборотов. Чтение сохранно, но возникают затруднения в понимании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.

Диагностика

Поскольку семантическая афазия редко бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Выявление речевых нарушений возможно только при выполнении специальных заданий. Верификация вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Наибольшую диагностическую ценность представляют следующие обследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, первые признаки заболевания, характер и темп их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, умеренный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. При помощи специального тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие сложных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, элементы амнезии при поиске необходимого слова. Исследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны при работе с грамматически сложными предложениями.
  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация зоны ТПО позволяет определить размер и характер её поражения. Чаще всего наблюдаются постинсультные очаги. Возможно выявление воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты головного мозга. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может потребоваться проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики осуществляется при помощи транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Обследование позволяет диагностировать гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Даёт возможность оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера заболевания анализ ликвора выявляет цитоз с преобладанием лейко- или лимфоцитов, умеренное увеличение белка.

Дифференциальная диагностика проводится с прочими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов. В отличие от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая протекает с сохранением фонематического восприятия, слухоречевой памяти. Динамическая афазия характеризуется ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Лечение семантической афазии

Речевая реабилитация начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на устранение причинной патологии, и продолжается параллельно с другими методиками восстановительного лечения. Поскольку лёгкий речевой дефект существенно не ограничивает коммуникативные способности больного, его коррекция осуществляется, если пациент осознаёт и желает исправить существующую дисфункцию. Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Основными этапами логопедической коррекции являются:

  • Восстановление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указанием причинно-следственных взаимосвязей. При грубых проявлениях проводится разбор схемы тела.
  • Восстановление семантики. Осуществляется анализ различных грамматических форм слова, дифференциация логико-грамматических оборотов, подбор синонимов/антонимов, толкование стойких речевых высказываний. Нарабатывается употребление слов в различных грамматических конструкциях.
  • Восстановление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать простейшие примеры. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения сложных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста больного. Своевременное логопедическое лечение способно скорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию практически до нормы. Более серьёзный прогноз имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы. Профилактика заключается в предупреждении различных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционных болезней, онкогенных воздействий.

Семантическая афазия: актуальные причины, симптомы, лечение

Семантическая афазия – это общее речевое нарушение, причиной которого является повреждение на участке стыка височной, теменной и затылочной части левого полушария головного мозга. Основной симптом – отсутствие понимания семантики (смыслового значения слов), длинных предложений, нарушение ориентации в пространстве и целенаправленных движений, расстройство счета.

Характеристика патологии

Семантическая афазия входит в синдром поражения стыковой зоны левого полушария, именуемый ТПО – темпоро-парието-окципитальный синдром. Расстройство обусловлено локализацией в этой области мозга клеток, обеспечивающих сбор информации и ее трансформацию в некое представление или модель. Ухудшение образного мышления и пространственных действий – причина появления речевого расстройства.

Патология возникает при поражении 3 структур головного мозга – затылочной, теменной и височной доли, и характеризуется снижением уровня восприятия и понимания речи других людей, формированием аграмматических словарных связей.

Афазия сопровождается ухудшением мелкой моторики пальцев, координации движений и ориентации. При таком диагнозе пациент воспринимает исключительно простые предложения или словосочетания. Нарушение логического мышления приводит к построению лексически или грамматически неправильных предложений. Человеку удается выполнять простые действия, но при усложнении задания, он отказывается его делать.

Недоступными для восприятия становятся предложения, содержащие причастные (или деепричастные) обороты, опирающиеся на причинно-следственные связи или содержащие пространственные описания. Пациенты не в состоянии понять смысл «крылатых выражений», пословиц и поговорок.

Лечение семантической патологии возможно. Но его результат зависит от причин, спровоцировавших афазию. Иногда можно только снизить симптоматику.

Причины и группы риска

Основной механизм развития расстройства заключается в нарушении мозгового кровообращения вследствие поражения кровеносных сосудов. Обычно афазия появляется, как осложнение после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта. Также причиной появления нарушения могут стать такие патологии головного мозга:

  • новообразования;
  • хирургические операции;
  • воспаления.

Спровоцировать семантическое расстройство может болезнь Пика или Альцгеймера, при которых нарушается работа ЦНС (центральной нервной системы).

В группе риска находятся пациенты:

  • после 50-55 лет;
  • страдающие от повышенного АД (артериального давления);
  • имеющие в анамнезе атеросклероз или ЧМТ (черепно-мозговые травмы);
  • с нарушением работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • с неврологическими недугами.

Точную причину расстройства устанавливают после проведения диагностики и анализа симптоматики протекания патологии.

Клиническая картина

Основа семантической афазии – импрессивный аграмматизм: неспособность воспринимать сложные грамматические обороты речи и расстройство семантики: осмысления услышанного или перечитанного. Речевые нарушения развиваются на фоне симптомов неврологии:

  • агнозии – неспособности осмыслить сюжетный рисунок или составить рассказ по серии картинок;
  • апраксии – ухудшение координации движений;
  • акалькулии – снижение способности к вычислительным действиям, неспособность чтения сложных чисел или математических знаков.

Средняя и легкая степень семантической афазии выражается исключительно в речевых расстройствах. При тяжелых поражениях мозга наблюдается нарушение зрительного восприятия и ориентации в пространстве (предметный гнозис) и сочетание двигательных и зрительных расстройств (апрактоагнозия), а также отсутствие восприятия падежных конструкций.

Причиной семантической патологии является поражение затылочной и теменной части мозга, отвечающих за речевые навыки. Поэтому происходит утрата речевых функций без снижения слуха, памяти и артикуляции.

Для семантической афазии характерны такие признаки:

  • подмена общеизвестных слов длинными формулировками: вместо слова «нож» человек говорит – «то, чем хлеб режут»;
  • отсутствие восприятия связи между словами (лексической и грамматической);
  • выполнение исключительно простых команд – «сядь на стул», «отнеси чашку на кухню»;
  • трудности с логическим мышлением;
  • неумение находить «скрытый» смысл;
  • упрощение устной речи – отсутствие наречий, прилагательных, деепричастных оборотов;
  • непонимание сложных грамматических конструкций;
  • сложности с выполнением простых арифметических действий;
  • некоординированная двигательная активность.

На начальной стадии могут фиксироваться отдельные симптомы. При прогрессировании патологии дегенеративная симптоматика нарастает, состояние пациента ухудшается.

Классификация

Клиницисты выделяют несколько видов афазии в зависимости от соматических, психологических и артикуляционных симптомов. Наиболее популярна среди практикующих неврологов и логопедов классификация Лурия. Она базируется на клинической картине патологии и локализации поражений головного мозга. По этим признакам выделяют такие разновидности расстройства:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • амнестико-семантическая;
  • акустико-гностическая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная.

При больших участках поражения клеток мозга диагностируют смешанную форму патологии. Обычно симптоматика включает моторную и акустическую афазию, формирующуюся при нарушении кровотока в затылочном отделе. При этом наблюдается системная симптоматика, что затрудняет выявление и лечение заболевания.

Особенности диагностики

Симптомы семантической афазии перекликаются с признаками других неврологических заболеваний. Поэтому дифференцировать патологию бывает сложно. Для уточнения диагноза проводят клинические и аппаратные обследования:

  • КТ (компьютерная томография) или МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника и головы;
  • МР-ангиография – изучение состояния сосудов с помощью магнитно-резонансного томографа;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • дуплексное исследование сосудов головы.

Обязательна консультация клинического психолога и дефектолога. Они оценивают уровень развития устной и письменной речи, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики. Это позволяет дифференцировать семантическую афазию от других заболеваний.

Самостоятельно диагностировать патологию невозможно. Для этого требуется мнение нескольких узких специалистов, изучение имеющихся в анамнезе хронических или перенесенных тяжелых болезней и прохождение комплексного обследования.

Лечение и реабилитация

Терапия семантического расстройства – задача логопеда. При наличии системных заболеваний медикаментозный курс назначают другие специалисты. Коррекция речевого нарушения занимает длительное время. Внезапное восстановление речевых навыков – исключение из правил.

Для восстановления устной и письменной речи применяют комплекс методик:

  • Логопедическая коррекция – позволяет восстановить навыки артикуляции и восприятия чужой речи (устной или письменной).
  • Прием медикаментов. При семантической афазии назначают препараты, нормализующие кровоток и восстанавливающие нейронные связи с речевыми центрами. Это могут быть Мексидол, Винпоцетин, Пирацетам.
  • Физиотерапевтические процедуры – электростимуляция пораженных участков мозга. Электрические импульсы помогают вернуть функциональность поврежденных клеток.

Центральное место в коррекционной терапии занимает работа дефектолога. Логопедические методики направлены на восстановление утраченных речевых навыков.

Используются методы дифференцированной работы с картинками. Пациенты учатся сопоставлять слова с изображениями и реальными предметами. Аналогично проводится работа по дифференциации математических символов и цифр. Особое внимание уделяется выполнению математических задач.

Завершающий этап коррекции – восстановление пространственного восприятия и двигательных навыков. Прием медикаментов, назначенных неврологом, ускоряет выздоровление и закрепляет достигнутые результаты.

Прогноз при семантической афазии может быть разным. Результат терапии зависит от ряда факторов. Положительный прогноз возможен у взрослых пациентов до 35 лет. У маленьких детей (до 5 лет) и возрастных больных (после 50-55 лет) в большинстве случаев речевое расстройство сохраняется. Рецидив патологии и невосприимчивость к коррекции встречается у трети пациентов.

Важно как можно раньше выявить семантическую афазию и начать лечение. Положительных результатов можно добиться, применяя комплексную терапию, сочетающую логопедическую коррекцию, физиопроцедуры и курс медикаментов.

Ссылка на основную публикацию