Что нужно знать о сенсорной афазии

Сенсорная афазия — учимся говорить и понимать заново

За речевые способности человека отвечают два центра, которые находятся в головной коре мозга.

Если вследствие каких бы то ни было причин эти центры повреждены, то начинает проявляться такое заболевание как, афазия, которое заключается в нарушениях речевых функций.

Симптомы могут отличаться в зависимости от типа афазии, которая наблюдается у человека.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.

Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. Моторная (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная. Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

Причины расстройства

Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.

Вот некоторые из них:

  • инсульты — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как энцефалиты и лейкоэнцефалиты;
  • сильные травмы и ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом восстановление речи после инсульта требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и нюансы подготовки и проведения исследования.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания, выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед, который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалография — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и МРТ — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.

Если подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

Однако есть общие советы и рекомендации:

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью, но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Читайте также:  Лечение бессонницы у пожилых людей

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Восстановление речи при сенсорной афазии

Сенсорная афазия Вернике – нейропсихологическое и неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением понимания речи. По А. Лурии больной с сенсорной афазией не способен различать фонематический состав слов. Утрачивается понятие «фонемы», поэтому в основу патологии укладывается феномен отчуждения смысла слова.

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Причины

Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.

Чаще всего сенсорная афазия возникает после ишемического инсульта. Следующие по распространенности факторы: геморрагический инсульт, внутричерепные новообразования, повреждение мозговой ткани вследствие энцефалита или абсцесса, черепно-мозговой травмы. Реже дисфазия Вернике развивается после демиелинизирующих заболеваний по типу рассеянного склероза, если локализация сенсорной афазии совпадает с очагом демиелинизации. После этих причин возникают «хроническое» нарушение понимания речи.

Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.

Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.

Симптомы

Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:

  1. Нарушение понимания речи. Характеризуется утратой навыка распознавания слов, а именно: фонологической и семантической структур. Отдельные звуки больные различают хорошо и понимают их структуру, проблема возникает на уровне объединения звуков в слово.
  2. Нарушение понимания разговорной речи. Степень понимания речи при сенсорной афазии снижается до минимума. Проблема возникает на уровне фонематической, синтаксической и семантической структурах. Нередко затруднен даже контакт с врачом. Команды и просьбы при диагностике пациенты выполняют только после того, как доктор прикоснется к ним. Затрудняет контакт и нарушение понимания смысла элементарных жестов.
  3. Феномен отчуждения смысла слова. Нарушение наблюдается на уровне семантики. Термин введен А. Лурией. Суть в том, что больной правильно выговаривает слово, повторяет за исследователем, но не имеет предметной соотнесенности. Это значит, что, повторяя несколько раз слово «стол» или «стул», больной не может показать пальцем на стол и стул, так как не понимает, что значат эти термины.
  4. Патология фонологического уровня. Обычно наблюдается у пациентов со средней тяжестью дисфазии. Синдром легко понять, рассмотрев следующий клинический пример. Врач сообщает пациенту: когда я скажу «А», вы поднимите руку, когда скажу «О» вы руку не поднимаете. После озвучивания букв пациент правильно выполняет команды. Однако трудности возникают при сочетании нескольких гласных, например, если закрепить команду «поднять руку» за сочетанием «А О У», больной ее не выполнит.
    Нарушение понимания на фонологическом уровне демонстрируется при попытке переписать слово. Так, больной только копирует буквы, не соотнося их воедино и не понимая смысла написанного.
  5. Патология восприятия слов на уровне слуха. Словесная глухота выражается в непонимании обращенной фразы.
  1. Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
  2. Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
  3. Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
  4. Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
  5. Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
  6. Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.

Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

Логопедические упражнения выполняются самостоятельно под присмотром родственников или «очно», непосредственно со специалистом. Упражнения следует выполнять уже сразу после инсульта, как только пациент придет в сознание. Занятия с логопедом длятся весь период реабилитации.

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.


Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей. Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации. Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния. Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения. Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут. Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм. Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.
  2. Транскортикальная форма. Сопровождается нарушением проведения нервного импульса между центром Вернике и центром Брока, локализованном в лобной доле головного мозга. При этом формально способность к пониманию простейших конструкций может сохраниться, хотя бы частично. Однако семантические связи слов в предложении непонятны больному, он не может воспроизводить их и сам. Возможно развитие псевдогаллюцинаций, пресловутых «голосов» в голове, которые имеют сложное компенсаторное происхождение (таким образом, головной мозг пытается выйти из информационного вакуума, создавая ложные раздражители самостоятельно).
  3. Субкортикальная сенсорная афазия. Встречается часто. Сопровождается нарушением проведения импульса от центров, собственно воспринимающих звуковую информацию и центром Вернике, который выступает своего рода процессором, обработчиком информации и преобразованием ее в понятные логические понятия, суждения.
Читайте также:  Рецепты лекарств от бессонницы на травах

Есть и проводниковая форма, которая сопровождается нарушением связей моторных и сенсорных центров, ее трудно отличить от корковой сенсорной афазии, потому как они имеют массу общего в рамках клинической картины.

Возможна типизация по тяжести сенсорной афазии. Строгого членения в рамках этого критерия нет. Врач оценивает степень расстройства, пытаясь общаться с человеком. Больной сенсорной афазией либо не воспринимает речь вообще, либо же реагирует только на простейшие односложные инструкции, команды, что указывает на сравнительно меньшую тяжесть расстройства.

Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга

В обязательном порядке проводится оценка слуха, способности в принципе воспринимать звуковые раздражители. Направлять пациента к сурдологу не обязательно, этот вопрос решается на усмотрение невролога. Исходя из результатов, выделяют простую форму сенсорной афазии (когда нарушения только высшая нервная деятельность) и сочетанную (страдает и слух, и обработка вербальной информации). При этом, во втором случае возможно большую роль играет именно нарушение слуха, потому пациент не способен адекватно воспринимать звуковые раздражители.

Причины развития сенсорной афазии

Факторы развития самые разные. В большинстве случаев речь идет о структурных нарушениях головного мозга, органических поражениях. Возможны немногие другие варианты. Среди причин можно назвать такие.

Инсульт

Острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается отмиранием нервных тканей, целых областей коры. В зависимости от обширности поражения можно говорить о той или иной тяжести расстройства. Масштабные деструкции сопровождаются тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Как правило, афазией все не ограничивается. Развитие сенсорной афазии после инсульта едва ли не обязательный признак поражения височных долей. Обнаруживаются и прочие симптомы, вроде кратковременных эпилептических припадков. Возможна потеря слуха в той или иной мере. Реабилитация позволяет добиться удачного восстановления вербальных функций в 55-80% случаев и более.

Менингит, энцефалит

Нейроинфекции разной степени тяжести. Провоцируют воспалительные процессы в головном мозге, постепенное отмирание тканей. При длительном течении патологического процесса без должного лечения наблюдаются массивные структурные изменения головного мозга не поддающиеся коррекции и обратному развитию. Требуется срочное лечение.

Печеночная энцефалопатия

Расстройство работы головного мозга при нарушении работы печени, обычно остром гепатонекрозе или нарастающих явлениях цирроза. Во втором случае есть возможность повлиять на состояние пациента, если начать соответствующее лечение основного заболевания и скорректировать деструкцию нервных тканей.

Цереброваскулярная недостаточность без признаков инсульта

Хроническое нарушение трофики головного мозга. Сопровождается постепенным нарастанием явлений сенсорной афазии и то не всегда. Предотвратить расстройство не сложно, если начать своевременное лечение.

Цереброваскулярная преходящая недостаточность, транзиторная ишемическая атака

Она же микроинсульт. Сопровождается выраженными признаками классического инсульта. При поражении височных долей развивается нарушение речи, восприятия вербальной информации, возможна полная или частичная потеря слуха. Главное отличие от классического инсульта заключается в способности спонтанного регресса транзиторной ишемической атаки. То есть она проходит самостоятельно даже без медицинской помощи. К тому же не оставляет стойкого неврологического дефекта. Все возвращается в норму. Но микроинсульт признак тревожный. Он указывает, что скоро нагрянет полноценный некроз тканей головного мозга.

Травмы головного мозга

Различные. От банальных ушибов и сотрясений головного мозга до образования гематомы, которая компрессирует церебральные структуры. После проведение неотложной помощи, лечения возможно полное восстановление нормальных неврологических функций без потери их качества.

Сосудистые образования

Мальформации (патологические области сообщения артерий и вен), аневризмы. Имеют врожденное или приобретенное происхождение. Требуют оперативного лечения. Долгое время могут никак себя не проявлять. Сенсорная афазия нетипичный вариант течения отклонения, но вполне возможный. После оперативной коррекции есть все шансы на полное восстановление.

Опухоли церебральных структур

Обычно речь идет о менингиомах, которые компрессируют нервные ткани на уровне височных долей. Вторые по распространенности глиомы, они могут быть доброкачественными, но чаще злокачественные. На третьем — опухоли области третьего желудочка. В том числе банальные аденомы гипофиза, растущие нетипичным образом, которые также компрессируют височные доли. После удаления неоплазии, как правило, все приходит в норму спустя несколько дней или недель. Возможно, потребуется курс реабилитации.

Среди неорганических причин можно назвать истинную эпилепсию, не связанную с новообразованиями и прочими причинами. Когда фактором развития расстройства оказывается чрезмерная электрическая активность головного мозга. В данном случае развиваются нарушения памяти, тонико-клонические припадки с выраженными тяжелыми судорогами и потерей сознания. Сенсорная афазия присутствует перед приступом, в момент самого эпизода и некоторое время после него (до часа-двух), пока нервные функции не восстановятся в полной мере. Лечение направлено на коррекцию состояния, предотвращение дальнейших приступов. Специально и целенаправленно влиять на сенсорную афазию смысла нет.

Симптомы

Симптомы сенсорной афазии включают в себя типичные признаки неврологического плана и психоэмоциональные нарушения, которые вторичны и обусловлены сложным положением, в котором оказался пациент.

  1. Невозможность воспринимать речь. При сохранном слухе (в большинстве случаев) человек не может разобрать, что говорят окружающие. Речь слышна, но понимания ее нет. Как будто больной оказался в окружении иностранцев. Это наиболее сложный вариант расстройства. В более легких формах сохраняется способность к восприятию некоторых несложных конструкций. Односложных или словосочетаний.
  2. Невозможность говорить самостоятельно. Существуют различные уровни нарушения речи. В классических случаях человек способен говорить, но краткими фразами или вообще отдельными простыми словами. При этом он плохо понимает, что сам же и говорит. В наиболее запущенных формах наблюдается тотальная речевая дисфункция. Больной произносит нечленораздельные звуки. Особенности речи пациентов с сенсорной афазией — разорванность, отсутствие четких логических связей, максимально бедный лексико-грамматический строй. Обычно это отрывочные слова, фразы.
  3. Психомоторное возбуждение. Сопровождается повышенной двигательной активностью. Больной мечется, не находит себе места. Возможна паническая атака. Выраженный приступ страха, паники.
  4. Агрессивность, враждебность. В рамках сохранного сознания. Аффект злобы связан с тревожностью, непониманием происходящего. Требуется оказание помощи, при необходимости назначается инъекция седативного препарата.

Дополнительные симптомы, как правило, не связаны с сенсорной афазией и имеют сопутствующее неврологическое происхождение. Это эпилептические припадки с нарушением сознания, судорогами, падение остроты зрения, нарушение нормальной видимости, выпадение отдельных полей зрения (скотомы). Также нередко встречаются галлюцинации вербального плана. Псевдогаллюцинации, когда человек слышит голоса в голове. Парадоксально, но даже мнимые галлюцинаторные образы пациент не способен интерпретировать, они ощущаются как звуковые раздражители речевого характера с непонятным содержанием.

Признаки сенсорной афазии сохраняются на протяжении большей части периода течения патологического процесса.

Диагностика

Диагностика проводится в стационарных условиях. На начальном этапе показан первичный осмотр невролога. Поскольку пациент не может ответить на вопросы, желательно присутствие родственника или человека, который способен ответить на некоторые вопросы за больного, однако это не обязательно. Типичные первичные признаки заметны и так: тревожность, возбудимость, непонимание речи, трудности с говорением.

В обязательном порядке показано проведение рутинного неврологического исследования. Проверяются простейшие базовые рефлексы.

В рамках оценки общего состояния, тяжести поражения церебральных структур, характера таковых назначается группа инструментальных мероприятий.

МРТ – основа и золотой стандарт диагностики. Направлена на визуализацию нервных тканей. Позволяет диагностировать все структурные нарушения. При необходимости назначается прицельная томография отдельных участков головного мозга. Особенно височных долей. Нередко прибегают к контрастному усилению гадолинием. Препарат копится в измененных тканях и усиливает рисунок. Без контраста не обойтись в рамках диагностики опухолей. Нечасто, но сенсорная афазия возможна и при рассеянном склерозе, который также будет хорошо виден на постконтрастных изображениях во всех деталях. Для качественной диагностики нужен высокопольный аппарат с мощностью в 1,5 Тл. По возможности. Низкопольные дадут меньше данных.

МРТ головного мозга

При обнаружении сосудистых новообразований дополнительно проводится ангиография, чтобы лучше визуализировать нарушение.

В обязательном порядке проводится допплерография сосудов шеи, дуплексное сканирование головного мозга, чтобы оценить степень кровотока в церебральных структурах. Это позволит обнаружить цереброваскулярную недостаточность, оценить степень тяжести таковой.

Профильные специалисты, чья помощь также потребуется — нейрохирург, сосудистый хирург. Характеристика сенсорной афазии в рамках конкретной истории болезни должна быть максимально подробной, чтобы определиться с типом патологического процесса и его особенностями. Без этого не может быть эффективного лечения.

Лечение

Терапия также проводится в стационаре. На ранних этапах лечение включает в себя несколько стадий: первичную помощь сразу после поступления в стационар (особенно, если больной в тяжелом состоянии), ранние мероприятия, направленные на купирование симптомов и борьбу с первопричиной, поздний этап и, наконец, реабилитацию.

Применяются препараты ноотропного ряда (Глицин, прочие), также цереброваскулярные, антигипоксические медикаменты (Пирацетам, Актовегин и их аналоги). Зачастую этого достаточно, если случай не запущенный. Возможно длительное применение медикаментов. При мальформациях, аневризмах, опухолях не обойтись без оперативного лечения. Требуется удаление таковых и восстановление нормальной трофики тканей, устранение компрессии (сдавливания).

Травмы с образованием гематом требуют дренирования, то есть удаления самого сгустка крови.

Эпилепсия — отдельная проблема. Единственный способ скорректировать расстройство — систематически применять противоэпилептические медикаменты по назначению врача.

Даже после качественного лечения в тяжелых случаях, обычно посте инсульта, остается неврологический дефицит. Пациент все так же плохо говорит и недостаточно воспринимает речь. Вопрос решается в рамках реабилитации. Она занимает от 6 до 12 месяцев, редко чуть более. Время в течение которого удается добиться результата — 2 года. Это как раз период адаптации, перестройки мозга на новый лад. Затем достичь какого-либо эффекта трудно или вообще невозможно.

Упражнения при семантической афазии (сенсорной) довольно просты:

  • чтение и произнесение простых слов;
  • отграничение похожих по звучанию терминов;
  • соотношение изображения и названия изображенного предмета;
  • диалоги, сначала простые, затем все сложнее.

Восстановление — задача рутинная и неприятная для пациента. Но необходимая. В зависимости от качества помощи можно говорить о той или иной интенсивности восстановления.

Коррекция отклонений при афазии Вернике проводится по показаниям. Обычно все ограничивается систематическим приемом цереброваскулярных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов.

Прогноз и профилактика

В 60% случаев при инсульте удается добиться стойкого улучшения состояния или полного восстановления (некоторые авторы говорят о 80%). При иных структурных изменениях речь идет о 85% вероятности полного восстановления. Если скорректировать эпилепсию нормализация речи достигается в 98% ситуаций без каких-либо последствий

Как таковой профилактики нет. Достаточно время от времени наведываться к неврологу для профилактического осмотра.

Сенсорная афазия: особенности восстановления речи у взрослых и детей

Речевая агнозия именуется сенсорной афазией. Для этого патологического состояния характерно наличие полной утраты понимания человеческой речи на фоне полного сохранения слуха.

Человек, у которого диагностирована сенсорная афазия, прекрасно слышит слова, произнесенные собеседником, но смысл сказанного остается для него неясным. Звуки человеческой речи воспринимаются им как несуразный шум, а иногда человек вообще ничего не воспринимает и не понимает.

Когда у больного диагностируется это заболевание, наблюдается недостаточн-сть моторной речи.

Это проявляется тем, что структура слов нарушается, наблюдаются парафазии.

Провоцирующие факторы

Причин возникновения и прогрессирования сенсорной афазии существует немало. По мнению медиков, аномалия развивается на фоне:

  1. Травмирования ГМ.
  2. Лейкоэнцефалита.
  3. Энцефалита.
  4. Наличия опухолев-го поражен-я определенных участков неокортекса.
  5. Заболеван-я Пика.
  6. Инсульта.
  7. Воспалительн-го процесса.

Кроме этого аномалия может быть спровоцирована различными психическими расстройствами.

Формы заболевания

К синдрому сенсорной афазии следует отнести нарушения:

  • всех видов экспрессивной устной речи;
  • графического изложения мыслей;
  • чтения;
  • устного счета (связано с нарушением анализа звуков);
  • оценивания ритма;
  • воспроизведения ритма;
  • эмоциональной сферы (человек отличается высокой степенью тревожности и неустойчив в эмоциональных реакциях).

Для сенсорной афазии характерно не только абсолютное отсутствие речи, но и радикальная деформация ее структуры. Лексикон человека изрядно беднеет, и он оказывается неспособным к формулированию даже элементарных предложений. Часто афазики знают о значении предмета, но вспомнить название для них затруднительно.

Специалисты выделяют следующие формы афазии:

  1. Акустико-мнестическая.
  2. Амнестическая.
  3. Афазия Вернике.
  4. Сенсомоторная.
  5. Акустико гностическая сенсорная афазия.

Особенности протекания афазии Вернике

Характеризуется афазия Вернике полной утратой способности адекватно воспринимать слова. На этом фоне человек перестает воспринимать также и графическую речь. Нарушения физиологии слуха при этом не наблюдается, и человек способен хорошо слышать то, что ему говорят. Но интерпретация услышанного, ввиду деформации коркового участка слухов-го анализатора, для пациента не представляется возможной.

При прогрессировании афазии Вернике произнесенные другим человеком слова кажутся больному несвязными звуками, а родной язык звучит незнакомо. Поэтому эта форма патологического состояния характеризуется и как акустико гностическая сенсорная афазия.

Читайте также:  Как бороться с бессонницей на нервной почве?

Речь больного также утрачивает всякий смысл: человек старается изъясняться обрывками бессвязных фраз. Достаточно часто этому состоянию сопутствует эмоциональное или двигательное возбуждение.

Человек при этом не утрачивает способности к выполнению простейших команд. Также он может повторить за специалистом некоторые слова и фразы, которые, впрочем, остаются ему непонятными.

Особенности протекания сенсомоторной афазии

Эта форма аномального состояния сочетает в себе симптоматику моторной и сенсорной афазий. Больной утрачивает способность понимать, что говорит ему собеседник. Инициация собственной речи также не представляется возможной. Нередко на этой фазе человек утрачивает способность даже изъясняться при помощи бессвязных фраз.

Нередко эта форма аномального состояния развивается после инсульта.

Патологический процесс при этом локализуется на участке левой средн-й мозгов-й артерии. Ввиду того что речь нарушается полностью, медики именуют это состояние тотальной афазией.

Протекание аномалии у детей

Нередко афазия у детей может быть спутана с 1-чным отсутствием речи, именуемым алалией. Основным отличием сенсорной афазии от алалии является наличие регрессирования развитой речи.

Аномальное состояние, развивающееся у детей, отличается достаточно специфическим проявлением:

  • прогрессирование патологии происходит удивительно быстро (не менее стремительно наблюдается восстановление речевых функций);
  • у младших дошкольников заболевание проявляется достаточно скудно;
  • для речевого регресса наблюдается либо восстановление ф-ций речев-го центра, либо их компенсирование за счет соседних зон коры.

Помощь больному

Восстановление речи при сенсорной афазии — процесс достаточно трудоемкий и длительный. Для достижения наилучших результатов требуется максимальная консолидация усилий как специалиста, так и самого больного.

Процесс осложняется тем, что нормальное общение между врачом и больным очень затруднено на фоне того, что последний полностью утратил способность понимать человеческую речь. Также пациент оказывается неспособен графически изложить испытываемые им ощущения.

Особенности логопедической коррекции

Логопедические занятия способствуют восстановлению речи при сенсорной афазии. Благодаря мини-тренингам восстанавливается корректное произношение звуков. Человек восстанавливает способность разговаривать осмысленно.

Лечение осуществляется посредством выполнения специфических занятий. Эти занятия могут выполняться и дома. На первых порах больной должен:

  1. Называть части тела и предметы;
  2. Работать по картинке, совмещая изображение с надписью.
  3. Отвечать на простые вопросы.

Немногим позже можно переходить к тематическим диалогам.

Комфортная обстановка является важнейшим условием работы с больным.

Разговаривать с афазиком нужно медленно и спокойнее. Он должен почувствовать, что его понимают и поддерживают.

Таблеточная коррекция

Лечение аномалии может осуществляться и медикаментозно. Вне зависимости от происхождения афазии, рекомендовано применять:

Если развитие патологии произошло на фоне инсульта, то больному назначаются крововостанавливающие лекарства и тромболитики. Иногда на восстановление речевой функции требуется немалое количество лет. При этом важно понимать, что есть немало случаев, когда этот процесс невозможен.

Самое важное о сенсорной афазии

Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта. При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими. Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

Краткая характеристика механизма нарушения

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария. Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи. Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

В последних исследованиях было подтверждено, что для понимания речи важно проговаривание «про себя». А значит, что на слуховое восприятие оказывает влияние и артикуляционная составляющая. Поэтому при коррекционной работе обращают внимание не только на фонематические процессы, но и на артикуляцию.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного. Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле. Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса. Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь. При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях. Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта. В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Занятия строят на основе принципа «от простого к сложному», материал и задания усложняют постепенно. Материал должен быть разнообразным и помогать задействовать различные анализаторы. При коррекции афазии учитывают и эмоциональную составляющую материала. Чем он ближе пациенту и вызывает больше эмоций, тем лучше – так быстрее начнут создаваться необходимые ассоциативные связи, которые нужны для коррекционной работы.

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Семья человека, имеющего афазию любой формы, должна принимать активное участие в процессе реабилитации. Потому что для таких пациентов очень важна эмоциональная составляющая, и восстановление речи происходит быстрее, если речевой материал ему хорошо знаком. Человек не должен находиться в «речевой изоляции» − привлекайте его к обсуждению простых бытовых тем.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов. Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту. Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человека обучают понимать речь, беря за основу «контрастные» слова. Например, ему показывают две картинки, на которых изображен слон и дом, и называют. Затем пациента просят показать, на какой картинке, что изображено. Главное условие − эти слова должны быть простыми и понятными всем, обобщающими.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Работу с диалогической формой речи нужно строить на основе правильно заданных вопросов. Например, у пациента спрашивают «Ты сидишь?», он отвечает. Таким образом человек с помощью наглядных действий учится понимать речь. Можно задавать вопросы, в которых ответ содержится полностью или частично, особенно на начальных этапах лечения. На действиях отрабатывают глагольную лексику.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает. Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок. На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии. Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными. Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Ссылка на основную публикацию