Возможности применения дыхательной гимнастики для лечения гипертрофии аденоидов и аденоидитов

Техники дыхательной гимнастики при появлении аденоидов

Дыхательная гимнастика при аденоидах очень актуальна для детей и взрослых людей с аденоидами 1-2 степени. Патология может привести к серьезным последствиям в результате гипоксии организма, отставанию ребенка в развитии. Комплекс физических упражнений способен стать эффективным этапом консервативного лечения. Важную роль он играет и после хирургического вмешательства на 3 стадии болезни, ускоряя восстановление нормального дыхательного процесса.

Показания

Аденоиды представляют собой железы, далеко спрятанные в носовых пазухах. Их разрастание приводит к аденоидиту, когда образование воспаляется, перекрывает каналы и блокирует носовое дыхание. Человек вынужден перейти на дыхание ртом, что с физиологической точки зрения считается ненормальным. В результате этого повышается частота простудных явлений, вирусных инфекций, отита, ринита, ухудшается слух.

Наиболее часто от аденоидов страдают дети в возрасте от 3 до 10 лет. Взрослые люди могут тоже испытывать подобные сложности, но значительно реже. Основная проблема разрастания аденоидов – неправильное дыхание, приводящее к недостаточному поступлению кислорода. В таких обстоятельствах специальные дыхательные упражнения помогают восстановить носовое дыхание, а их главной задачей становится обучение правильного дыхания через нос.

Таким образом, показанием к дыхательной гимнастике является выявление роста аденоидов. Начальный возраст, с которого можно приступать к упражнениям – 3 года. Их необходимость можно определить по таким признакам – дыхание ртом, хронический насморк и отит, храп, ухудшение слуха, замедление развития ребенка. Решение о начале занятий принимается после консультации с врачом.

Разрастание аденоида подразделяется на 3 степени. Гимнастика для носового дыхания оказывает положительное воздействие при наличии 1-2 степени, когда образования не достигли чрезмерных размеров. При аденоидах 3 степени разрастание их сильно перекрывает канал, а потому консервативное лечение не дает нужного эффекта. На этой стадии необходимо хирургическое удаление аденоидов. В постоперационный период, т. е. после аденотимии, дыхательная гимнастика способна существенно повлиять на скорость восстановления носового дыхательного режима. Назначение для этого специальных упражнений вполне оправдано.

Показание рассматриваемой гимнастики подразумевает выполнение определенных условий. Прежде всего, она должна проводиться при участии и под контролем специалиста. Во-вторых, положительные результаты обнаруживаются уже через 20-30 дней. Если через 50-60 дней занятий нужных сдвигов не происходит, то необходимо менять лечебную тактику.

Противопоказания

Комплекс дыхательных упражнений не предусматривает интенсивных физических нагрузок, но даже он может оказаться вредным для больного человека, особенно ребенка. Не допускается гимнастика в следующих обстоятельствах:

  • тяжелые стадии болезней внутренних органов при их обострении;
  • наличие черепно-мозговых травм и повреждений позвоночника, тяжелая стадия остеохондроза;
  • повышение температуры тела выше 37,8°С;
  • офтальмологические проблемы высокой степени, особенно близорукость;
  • серьезные кардиологические заболевания;
  • внутренние кровотечения;
  • повышенное артериальное или внутричерепное давление.

Для того чтобы гимнастика не вызвала осложнений, врач должен учесть общее состояние человека, степень разрастания аденоидов, возраст и особенности детского организма. Количественная оценка дыхательных функций проводится по результатам измерения числа вдохов-выдохов и временным интервалам между циклами.

Преимущества и недостатки

Основное преимущество дыхательной гимнастики состоит в том, что лечение аденоидов обеспечивается без приема медикаментозных препаратов, что особенно важно при наличии гипертрофированной чувствительности у ребенка. Она проводится в домашних условиях и рекомендуется в любом возрасте при отсутствии противопоказаний.

Правильная схема упражнений позволяет достигать таких положительных результатов:

  • прекращение разрастание аденоидов, устранение отечности и постепенное уменьшение размеров образований;
  • нормализация носового дыхания, обучение ребенка дышать носом;
  • устранение ринита хронического характера;
  • устранение храпа и ночного апноэ;
  • уменьшение частоты простудных и инфекционных заболеваний;
  • исключение риска гипоксии, насыщение тканей кислородом, нормализация баланса кислорода и углекислого газа;
  • повышение местной иммунной защищенности, общее укрепление организма;
  • устранение симптоматических проявлений – дыхательного дискомфорта, нарушения сна, быстрой утомляемости при физической нагрузке;
  • содействие в излечении сопутствующих заболеваний – синуситов, ринитов, отитов аллергического и вазомоторного типа.

Отрицательные эффекты от занятий могут проявиться только при игнорировании противопоказаний или несогласованности действий со специалистом. Важно понимать, что дыхательная гимнастика оказывает лечебно-профилактическое действие лишь при правильной схеме ее проведения и регулярности занятий. Перерывы между занятиями и недостаточная длительность тренировок не позволяют получить положительный результат.

Техника проведения упражнений

Методика дыхательной гимнастики основывается на правильном проведении дыхательного цикла. Вдох должен быть глубоким с максимальным поступлением кислорода в организм, а выдох – регулировать выведение лишней воздушной массы. Основа тактики – обеспечение глубокого вдоха и пассивного выдоха самопроизвольного характера.

Продолжительность гимнастического, лечебного курса составляет от 1 до 3 месяцев в зависимости от степени разрастания аденоидов. Тренинг проводится в ежедневном режиме по 5-13 упражнений по выбранной схеме. При необходимости повторного курса делается перерыв не менее 1-1,5 месяца.

Схема занятий выбирается по рекомендации врача. Наиболее распространены методики дыхательной гимнастики, предложенные Бутейко и Стрельниковой. В зависимости от особенностей организма упражнения разбиваются по дням и неделям. Соответственно, схема включает число повторений, продолжительность каждого упражнения и их очередность. Занятия начинаются с минимальных нагрузок, которые повышаются постепенно по мере прохождения курса.

Подготовка

Перед началом курса дыхательной гимнастики надо усвоить несколько основных правил:

  1. Перед проведением занятия необходимо тщательно очистить нос, высморкавшись поочередно каждой ноздрей.
  2. Первое занятие включает не более четырех повторов упражнений. Интенсивность наращивается постепенно, с последующими тренировками.
  3. Рекомендуемый ритм – после 2-4 минут на упражнение необходим отдых 1-2 минуты.
  4. Наиболее эффективны занятия на свежем воздухе, но в хорошую погоду.
  5. В начальный период возможны легкие головокружения. При их появлении упражнения проводятся в сидячем положении.

До начала основного тренинга необходимо стабилизировать дыхание и настроить тело на нагрузки. Для этого рекомендуются следующие подготовительные (разминочные) упражнения:

  1. Исходное положение (ИП) – положение «стоя», руки согнуты в локтевом суставе, ладони направлены вверх и располагаются параллельно. Делается вдох с одновременным сжиманием ладоней в кулак. При выдохе кулак разжимается. Продолжительность – 18-25 повторов с отдыхом после каждых 4-5 упражнений.
  2. ИП – положение «стоя», руки по швам со сжатыми кулаками. При вдохе кулаки быстро разжимаются, а выдохе – сжимаются. Проводится 5-6 подходов по 10-12 упражнений.
  3. ИП – положение «стоя», ноги на ширине плеч, руки опущены. Совершаются наклоны, причем с максимальным округлением спины. При наклоне делается вдох, а при разгибании – выдох. Всего осуществляется 10-12 подходов по 7-9 упражнений.

Вышеуказанная разминка подходит для любого метода дыхательной гимнастики.

Метод Стрельниковой

Методика, разработанная А.Н.Стрельниковой, направлена на повышение поступления кислорода в организм и нормализацию носового дыхания. Комплексная схема включает такие упражнения:

  1. «Погончики». ИП – положение «стоя», руки внизу со сжатыми кулаками возле живота на уровне пояса. При вдохе руки резко опускаются вниз до предела, а при выдохе возвращаются в ИП. Режим выполнения – 10-13 раз по 7-9 вдохов.
  2. «Насос». ИП – «стоя», ноги близко друг к другу, руки по швам. Делается небольшой наклон с опусканием рук, но не достигая пола. В начале наклона производится короткий, но шумный вдох, а затем выдох – до окончания наклона. Затем, немного туловище приподнимается и повторяется дыхательный цикл. Режим выполнения аналогичен предыдущему случаю.
  3. «Кошка». ИП – аналогичное «Насосу». Осуществляются приседания без отрыва ступней от плоскости. При приседании производится поворот телом вправо с резким вдохом. Выдох при возвращении в ИП. Затем, то же самое, но влево. Режим аналогичен.
  4. «Объятье плеч». Положение «стоя», руки согнуты в локтевом суставе и подняты до плечевого уровня. Руки выбрасываются вперед со смещением друг к другу и одновременным резким вдохом. Делается 9-12 подходов по 8 вдохов.
  5. Поворот головой. ИП – «стоя», ноги на ширине плеч. Повороты головы осуществляются без напряжения шейных мышц. Вначале, поворот вправо и короткий вдох, а затем, также – влево.

Обучение дыханию через нос можно осуществлять с помощью простых упражнений:

  1. Закрывается одна ноздря, а через другую делается глубокий вдох и спокойный выдох, причем при закрытом рте. Количество повторов – 9-12. Следующий подход – аналогичные действия при закрытой другой ноздре.
  2. Смысл упражнения — глубокий вдох через одну ноздрю, задержка дыхания на 3-4 сек., выдох – через вторую ноздрю. Количество повторов – не менее 10.
  3. При закрытом плотно рте делается попытка произнесения звуков В, М, Ж, П, Щ, Ф. Надо стараться направить поток воздуха через нос.
  4. Полоскание ротовой полости теплой водой с одновременной попыткой произнесения звуков А и О.

Видео инструкция выполнения упражнений по методу Стрельниковой.

Метод Бутейко

Упражнения по методике Бутейко направлены на правильное вентилирование легких. При их проведении особое внимание уделяется продолжительности дыхательных циклов. Базовый комплекс включает такие упражнения:

  1. Медленное носовое дыхание. Вначале в течение 4-6 сек. осуществляется глубокий вдох, после чего – такой же по продолжительности медленный выдох. Далее, задержка дыхания на 5-7 сек. и повторение цикла.
  2. Медленный вдох длится 7-9 сек., при этом вначале используется диафрагма, а затем подключаются грудные мышцы. Такой же длительности выдох производится в обратном порядке, т. е. вначале с помощью грудных мышц.
  3. Проведение предыдущего упражнения, но одной ноздрей (вторая ноздря закрывается).
  4. Упражнение проводится по п.2, но с наибольшим втягиванием мышц живота при вдохе.
  5. Быстрое носовое дыхание. За 60 сек. осуществляется 10-12 циклов дыхания (вдох-выдох), т. е. продолжительность одного вдоха и выдоха не должно превышать 2-2,5 сек.
Читайте также:  Измерение окружности грудной клетки и объема легких у мужчин, женщин и детей

Режим проведения всех перечисленных упражнений – 10-12 повторений. Последнее упражнение выполняется без повторов (1 раз).

Видео инструкция выполнения упражнений по методу Бутейко.

Дыхательная гимнастика способна обеспечить эффективное лечение при аденоидах, как детей, так и взрослых людей. Не следует увлекаться самодеятельностью. Схему проведения тренингов следует выбирать совместно со специалистом и с учетом особенностей и состояния организма. При правильном и систематическом проведении занятий носовое дыхание нормализуется за 1-2 месяца.

Аденоиды у детей

Диагностика и лечение аденоидов у детей. Аденоиды у детей симптомы и лечение.

Дыхательная гимнастика при аденоидах: приемы, упражнения

01.03.2017 admin 0 Comments

Дыхательная гимнастика при аденоидах: приемы, упражнения

  1. «Правильное дыхание».

Так кратко можно объяснить сложные требования, которые подразумевает и вкладывает в данное определение висцеральная медицина. Это такое дыхание, при котором происходит полное наполнение воздушными массами легочных и бронхиальных полостей. Клиницисты имеют в виду фактор глубинного их проникновения в дальние участки дыхательных путей, активную циркуляцию (метаболизм) кислорода во внутриклеточной структуре органов. Достигается подобное «омовение» динамичными сокращениями верхнего и нижнего мышечного каркаса, окружающего грудную клетку, свободным прохождением воздуха через носовые проходы, гортань.

Большинство детей неправильно дышат с детства. Поверхностным методом, поднимая плечи, в котором задействована только подключичная область, при малозначительных движениях нижних грудных ребер в сторону (не дышат полной грудью). При таком варианте воздушные потоки, а вместе с ними дальнейшая реакция насыщения кислородом затрагивает лишь некоторые, близлежащие дыхательные локации. Если при этом ребенок страдает носоглоточными аденоидами (дышит с открытым ртом) вред подобного вида воздушного снабжения организма – крайне негативен:

  • Недостаточное наполнение кислородной подпиткой несет за собой ограничения и острый дефицит доставки обогащенной крови головному мозгу, сердечнососудистой системе;
  • Наряду с протекающим болезнетворным процессом в миндалинах отягощает в десятки раз общее состояние ребенка, обессиливает его иммунную систему;
  • Создает нежелательные предпосылки для возникновения дополнительных патологических процессов в организме – диабета (сахарной болезни), панкреатитов различных типов, диффузной неоднородности в паренхимах центральных органах ЖКТ – желудке, печени и почках.

Злободневная задача, чем лечить аденоиды у ребенка, на которой сосредотачиваются родители, не должна упускать действенный аспект – контроль, за правильным дыханием, интенсивное применение упражнений и приемов дыхательной гимнастики.

II. «Ушу, Цигун, йога» в теме – как уменьшить аденоиды у ребенка без операции

Эти древние физкультурные направления в первую очередь – оздоровительные. Самое ценное в них то, что они доступны для всех возрастных категориях. Регулярные занятия продлевают здоровую жизнь, являются мощной профилактикой перед грозными болезнями века. Дети, выросшие в семьях, где культивируется дыхательная гимнастика этих физкультур, практически не болеют аденоидной вегетацией. Почему, маленькие граждане Японии, Китая, Индии не знают признаков «заложенного носа», «затрудненного носового дыхания», «трудного глотания»? Потому, что каждое утро:

  • Промывают чистой водой носовые проходы, поласкают горло травяными настоями. Затем приступают под руководством взрослых членов семьи к дыхательным упражнениям. Самое интересное – раздувание носовым дыханием разноцветных ленточек папиросной бумаги.

На проволоке длинной в 1 метр, на равном расстоянии (10 см) развешивают тонкие (неширокие по размеру, 5 см) разного цвета бумажные полоски, закрепляя загибом на проволоке, верхний конец бумаги. Подвешивают на таком уровне, чтобы лицо ребенка находилось, – напротив (по центру) каждой полоски, почти вблизи.

Малыш двигается вдоль разноцветного ряда, руки за спину. Наклонившись вперед и только носовым дыханием (с закрытым ртом) глубоко втягивает (раздвигая грудную клетку, а не плечи) и выдувает легкие бумажные полоски. Папирусная бумага как бы прилипает к носу ребенка на время, а потом отталкивается сильным носовым выдохом. Перерывы между подходами к следующей полоске составляют 2-3 минуты, чтобы восстановилось висцеральное дыхание.

  • Дети садятся в удобную позу на ковриках, плечи развернуты, спину держат прямо. Ноги скрещены, руки опущены на колени, глаза закрыты. По команде наставника идет следующий цикл физических действий – расслабление мышц шеи, плечевого пояса, спокойный темпо ритм движения диафрагмы.

По истечении 5-8 минут детский организм готов к дыхательным упражнениям. Начинается медленное втягивание носом воздуха, такое же медленное выталкивание из носовой полости. Ритмичность колеблется в равных пропорциях. Через 5 приемов – отдых, чтобы не возникло головокружение.

  • Парное/поочередное звуковое «сопение» носом. При таком упражнении требуется, чтобы дети при носовом дыхании «гудели» звуковым сопровождением. Вначале ребенок закрывает пальцем одну ноздрю и старается глубоко втягивать/выталкивать воздух, при этом вибрировать задней стенкой носоглотки (шумное «рычание», «сопение»). Такую процедуру повторяет с другой ноздрей, в заключительной фазе дышат обеими ноздрями, включая активное сопение двумя носовыми проходами.

Звуковое воздействие (механическое затрагивание) тонизирует нейрорецепторные окончания внутренней слизистой поверхности носа, гортани, глотки. Нейродинамика, в свою очередь увеличивает приток крови к данным областям верхних дыхательных секторов.

Все указанные занятия проводятся на свежем воздухе либо в хорошо проветренном заранее помещении. Отрадно, что такая исключительно полезная практика проводится повсеместно: в семьях, детских садах, в школе. Детские отоларингологи, специалисты ЛОР заболеваний в этих странах резонно считают, что в вопросах – чемлучшелечить аденоиды у ребенка, как эффективней уменьшить аденоиды у ребенка без операции– дыхательная гимнастика, это лекарство, лечебный метод, актуальное направление и раздел современной медицины.

Уместные и полезные советы на злобу дня – дыхательная гимнастика при аденоидах

Безусловно, что дыхательными упражнениями удалить аденоидную деформацию с поверхности (внутреннего слоя) миндалин и гланд нельзя. В большей степени дыхательная методика применяется как сильнейшее профилактическое средство и лечебный способ.

Практики детской отоларингологии знают, что параллельная, комплексная программа включающая, – применение медикаментозных препаратов, процедур инструментального физиотерапевтического действия (УФО, УВЧ, электрофорез прогревание, лазерного и светового кварцевания и облучения) дает стабильный устойчивый позитивный результат.

Добавление в такой совместный проект дыхательной гимнастики, правильно и грамотно контролируемой со стороны специалистов (тренеров физкультуры), – шанс навсегда избавить ребенка (с ранних лет) постоянного очага опасности, воспаленных аденоидами миндальных желез.

Не ленитесь приучать себя сами к дыхательным целебным процедурам, и передавайте наглядный пример свои детям. Тогда, носоглоточный аденоидит обойдет стороной вашего малыша!

Как выполнять упражнения дыхательной гимнастики при аденоидах у детей?

Нередко при заложенности носа у маленьких детей врач ставит диагноз аденоидит. Часто заболевание требует хирургического вмешательства, при незапущенной форме дыхание восстанавливает дыхательная гимнастика при аденоидах для детей.

Аденоидит — это воспаление миндалин, расположенных в носоглотке человека. Установить данный диагноз может только врач при помощи специального зеркала. Поэтому при подозрении на заболевание и даже при простом насморке нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Самолечение опасно для детского организма. При воспалении аденоиды расширяются, закрывая носовые ходы, тем самым мешая малышу вдыхать воздух носом. Чтобы не вредить детскому организму медикаментами, часто выбирают это простое лечение.

Положительные качества дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательных упражнений врачи отмечают положительную динамику при следующих заболеваниях:

  1. Улучшается кровоснабжение мозга и других клеток организма.
  2. Восстанавливаются обменные процессы.
  3. Снижается вероятность появления воспалительных процессов в организме.
  4. Правильное дыхание способствует укреплению детского организма.
  5. Восстанавливается иммунитет.
  6. Уменьшается риск лицевых деформаций после удаления аденоидов у детей хирургическим путем.
  7. Восстанавливается работоспособность нервных клеток.
  8. Устраняются отеки, застои слизи или гной в носовых пазухах.

Поэтому дыхательная гимнастика приносит пользу не только при аденоидите, но и для укрепления организма в целом. Также гимнастика ассоциируется ребятами с игрой, поэтому проходит увлекательно и незаметно.

Как правильно выполнять гимнастику?

Чтобы получить положительный результат от выполнения упражнений, нужно выполнять их правильно. Иначе можно заработать побочные эффекты.

Так, перед выполнением тренировки следует проконсультироваться с врачом о целесообразности проведения процедуры, сроках и возможных побочных эффектах. Так как гимнастику будет выполнять ребенок, то нужно следовать рекомендациям врача неукоснительно.

При появлении отрицательного действия на организм, прекратить выполнение и сообщить врачу о последствиях.

Важно знать, что маленькие ребята не могут подолгу заниматься одним монотонным делом. Их терпения хватает максимум на 15 минут. Поэтому не нужно долго проводить процедуру и, при отказе малыша от выполнения, заставлять его. Гимнастику можно возобновить в любой момент, а принуждение отобьет желание малыша надолго.

Дышать играя или гимнастика для детей

Существует много дыхательных упражнений при аденоидите или после удаления аденоидов у ребенка. Перед выполнением нужно подготовить организм. Для этого проводят разминку: хлопают, топают, вдыхают воздух через рот и выдыхают носом. Если при выполнении разминки не возникло неприятных ощущений, приступают к основной части занятия. Рассмотрим самые эффективные.

Метод Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой заключается в выполнении простых упражнений, понятных даже трехлетнему малышу.

  1. Первое упражнение «кошка» — ноги установить на ширине плеч, ступни твердо стоят на полу, ноги в коленях немного согнуты. Делаем резкие повороты туловищем вправо и влево с одновременным резким вдыханием воздуха. Упражнения выполняются 12 раз по 8 вдохов.
  2. Второе упражнение «шаги» — ноги на полу на ширине плеч, спина ровная и прямая, при каждом вдохе ребенок подымает правую или левую ногу до груди, при этом немного приседая другой ногой, руки согнуты в локтях. Выдох делается через рот. Это упражнение нужно выполнить 64 раза.
Читайте также:  Причины и лечебная тактика при затяжном и хроническом насморке у взрослых

Метод Бутейко

Этот метод применяется для первичного занятия:

  • Ребенку нужно сжать губы, чтобы он мог выдыхать только носом, зажать одну ноздрю. Вдох и выдох выполнять через дышащую ноздрю.
  • Выполнять вдох выдох через разные ноздри.
  • Обе ноздри закрыты, ребенок дышит ртом, при вдохе дыхание задерживается на несколько секунд, а затем следует выдох.
  • Считаем до пяти, в это время ребенок делает медленный вдох через нос. Снова считаем до пяти, в это время малыш задерживает дыхание и насчет 5 выдыхает ртом.

Противопоказания для дыхательной гимнастики

Если имеются противопоказания к выполнению физкультур при аденоидах у детей, то следует воздержаться от выполнения до полного выздоровления. Среди противопоказаний врачи выделяют следующие:

  • течение крови из носа;
  • травмы головы или другой части тела;
  • слабость организма, усталость, болезнь;
  • головная боль;
  • повышенная температура тела (выше 38 градусов);
  • серьезные заболевания печени, почек, сердца и других внутренних органов;
  • повышенное артериальное давление.

При правильном выполнении упражнений гимнастика скажется на организме положительно. С ее помощью можно устранить проблемы с дыханием, заново научить малыша дыханию с помощью носа после удаления аденоидов, восстановить силы после болезни и укрепить иммунитет. Но перед применением этих техник нужно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации по выполнению упражнений.

Другие методы лечения аденоидов

Массаж для улучшения носового дыхания выполняется мамой или медицинским работником по следующим правилам:

  1. Массируют крылья носа несильными круговыми движениями на протяжении 2–3 минут.
  2. Постукивают по области под носом, где ноздри соединяются с верхней губой на протяжении минуты.
  3. Гладят и пощипывают кончик носа.
  4. Массируют биологические точки у наружных краев глаз.
  5. Плавно нажимают в области между бровей.

Промывания носовой полости проводятся с применением физраствора перед сном. Эта процедура облегчает дыхание ночью при аденоидах, а также респираторных заболеваниях. Способ применения: для промывания используют специальные спреи или раствор соли, приготовленный самостоятельно. Известно, что эта жидкость эффективно очищает пазухи носа от слизи и бактерий, которые неизбежно попадают в полость носа при дыхании.

Если раствор приготовлен самостоятельно, то его поочередно заливают с помощью шприца или специального чайника для промываний. Сначала промывают одну ноздрю с наклоном головы в противоположную сторону. Затем промывают другую ноздрю. После процедуры сильно сморкаются для удаления слизи.

Ингаляции с помощью небулайзера также положительно сказываются на дыхании малышей.

Отзывы об эффективности метода

Марина: «Моему сыну год назад поставили диагноз аденоидит. После неэффективного лечения назначили операцию по удалению. Но перед операцией врач посоветовала нам поделать дыхательную гимнастику. Мы использовали два метода дыхания. Ребенок постепенно стал дышать через нос.

Промывания также способствовали восстановлению дыхания. Когда пришло время операции по удалению аденоидов, оказалось, что мы вылечили заболевание и не надо вмешиваться хирургам. Моей радости и удивлению не было предела, я до последнего не верила, что простые и легкие в выполнении рекомендации способны избавить нас от этой проблемы».

Если все упражнения выполнять под руководством врача и следовать другим рекомендациям, можно избавиться от назойливых аденоидов без помощи хирурга безопасным и доступным способом.

Дыхательная гимнастика при аденоидах

6 июня 2016, 22:35 Эксперт статьи: Курбанов Курбан Саматович 0 2,581

Если у вас возникли проблемы с дыхательной системой, в частности с аденоидами, следует обратить внимание на дыхательную гимнастику. С ее помощь можно избавиться от многих болезней и укрепить здоровье. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед началом курса.

Польза дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения особенно актуальны для детей дошкольного возраста, подростков, взрослых с 1 и 2 степенью болезни аденоидами (болезнь может сопровождаться храпом во время сна, практически непрерывными процессами дыхания через рот).

Дыхательная гимнастика при аденоидах должна выполняться регулярно. Только системное выполнение предписанных упражнений сможет дать ощутимый результат. Овладеть дыхательной гимнастикой под силу человеку любого возраста. Польза от выполнения выражается в:

  • избавлении от острых форм аденоидов;
  • возможности излечения хронической формы заболевания;
  • избавлении от храпа;
  • избавлении от дискомфортных ощущений при дыхании.

Стартовый возраст, с которого допускается выполнение – 3 года. Считается, что именно с этого возраста человек может осознанно подойти к процессу, проводить гимнастику регулярно, контролировать свое дыхание, иметь заинтересованность в итоговом результате.

Противопоказания

Два основных метода, которые используются при желании стабилизировать дыхание – метод Стрельниковой и Бутейко. Оба метода предлагают естественную для организма функцию – дыхание. К нему добавляется несколько специальных телодвижений, систематизация, осознанность действия. Противопоказания к занятиям гимнастикой:

  • внутреннее кровотечение;
  • травмы головного мозга/позвоночника;
  • выраженный остеохондроз;
  • высокое артериальное/внутричерепное давление.

Перед упражнениями обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Обратите внимание! Перед тем, как приступать в подобным процедурам, следует обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Он должен оценить состояние пациента и назначить курс лечения. Некоторые упражнения могут быть запрещены врачом из-за особенностей организма пациента. Перед назначением лечения состояние ребенка определяется по таким параметрам:

  • дыхание измеряют на количество выдохов/вдохов, временные разрывы между процессами;
  • врач описывает общее состояние здоровья, готовность к выполнению комплекса;
  • степень поражения аденоидов.

Затем следует подбор нужной методики, отдельного перечня тренировок. Занятия разбиваются на несколько дней или недель (в зависимости от показателей пациента). Разбивка происходит и внутри самой тренировки. Рассчитывается количество подходов, времени, периодичности. Нагрузка может увеличиваться с каждым разом, если ребенок чувствую себя хорошо, а врач дает согласие на увеличение динамики. Если ребенок не выдерживает нагрузок, следует попросить удаления нескольких упражнений из списка, заменить их новыми, более подходящими пациенту.

Ребенок не должен чувствовать нагрузок или тяжесть. Действия должны проходить гармонично и целостно, только в таком случае, они смогут помочь и облегчить протекание болезни.

Правила подготовки к выполнению

Перед тем, как приступить к выполнению заданий по одной из методик, следует провести некоторую подготовку. Нужно подготовить собственное дыхание, привести тело в активность, настроится на успешное выполнение. Начните с базовых упражнений, а потом переходите к более сложным.

Дыхательный комплекс для разминки следует выполнять под размеренный счет:

  • Упражнение 1. Стойте прямо, согните руки в локтях, ладони держите параллельно полу, направляя их вверх. Сделайте вдох – сожмите кулак. Сделайте выдох – разожмите кулак. После 4 проделанных вдохов/выдохов отдохните. Общее количество – 23 подхода.
  • Упражнение 2. Стойте прямо, руки расположите по швам, ладони сожмите в кулачки. Сделайте вдох – резко разожмите кулак. Сделайте выдох – резко сожмите. Повторите 8 раз по 12 подходов.
  • Упражнение 3. Поставьте ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вниз. Выполняйте наклоны, соблюдая некоторые рекомендации. Во время каждого наклона старайтесь максимально округлить спину. Расслабьте шею. Сделайте наклон – вдохните (носом). Выпрямитесь – сделайте выдох. Повторите 8 раз по 12 подходов.

После того, как вы выполнили все подходы, ощущаете в себе силы и хорошо себя чувствуете – приступайте к следующему блоку. Если общее физическое состояние ухудшилось – отдохните, а затем обязательно сообщите врачу о сложности физических нагрузок. Обратитесь к врачу, он проведет осмотр и подбор новых действий (удаления старых можно избежать, снизив количество подходов)

Метод Стрельниковой

В комплексе дыхательных упражнений Стрельниковой предложена специальна система тренировок. Она создана для того, чтобы стабилизировать дыхательную систему, справиться со многими болезнями (включая аденоиды). Для удаления патологии выполняйте следующий комплекс:

  • Упражнение 1. Встаньте прямо, ноги расположите на ширине плеч. Ступни должны соприкасаться с полом во время процесса, не отрывайте их от пола. Начните приседать, будто пружиня все тело. Сделайте вдох – резко поверните туловище в противоположную сторону. Сделайте повторный вдох – поверните туловище влево. Выдыхать можете тогда, когда вам удобно. Держите спину ровно, не стоит сильно сгибать колени, руки согните в локтях. Выполните 12 раз по 8 подходов.
  • Упражнение 2. Дыхательное упражнение делится на 2 этапа: передний/задний шаг. Подобное разделение сможет облегчить выполнение комплекса. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Поднимите ногу до уровня живота, носок тяните вниз. Одновременно, сгибайте (спружиньте) другую ногу и делайте резкий вдох. Задержитесь в подобном положении на несколько секунд. Сделайте выдох – вернитесь в исходное положение. Сделайте 8 раз по 8 подходов. Подобные действия можно проводить в положении лежа (в кровати). В таком случае, сократите количество повторов в 2 раза. Задний шаг выполняется аналогично вышеописанному. Просто одну из ног следует отводить не вперед, а назад. Рекомендации по выполнению также ничем не отличаются.

Проконсультируйтесь с лечащим врачом, прежде чем приступать к комплексу упражнений. Если вы не будете иметь полного представления о своем здоровье, а врач не назначит вам индивидуальное лечение, гимнастика может усугубить положение, а не облегчить его. Позаботьтесь о собственном здоровье и четко выполняйте врачебные предписания.

Метод Бутейко

Еще один распространенный метод дыхательной гимнастики – метод Бутейко. Перед тем, как приступать к комплексу, проконсультируйтесь и обследуйтесь у врача, чтобы не навредить ребенку. Тщательное высморкайтесь перед началом занятий.

  • Упражнение 1. Зажмите ребенку одну ноздрю. Ребенок должен в этот момент начать глубоко вдыхать/выдыхать через ноздрю, которая остается открытой. Ребенок должен плотно зажать рот. Повторите действие 10 раз с каждой ноздрей.
  • Упражнение 2. Делайте поочередно выдох/вдох через разные ноздри.
  • Упражнение 3. Зажмите ребенку обе ноздри. Ребенок должен затаить дыхание на несколько секунд, а потом осуществлять вдох/выдох ртом.
  • Упражнение 4.Начните считать до пяти, когда закончите счет – сделайте вдох носом. Снова считайте, дойдете до пяти – делайте выдох ртом.
Читайте также:  Что делать, если болят уши при простуде: причины и лечение

Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах и бронхите

Воздухообмен лёгких и дыхательная гимнастика для детей при аденоидах и бронхите. Дыхательная гимнастика и осложнения проходимости дыхательных путей. Восстановление выносливости дыхательных мышц у ребенка.

При заболеваниях или недостаточной физической нагрузке часть лёгких не вентилируется, не происходит воздухообмен в альвеолах. Это приводит к ателектазу — спадение доли лёгкого, повышенному риску воспалительных осложнений. Воздушный поток влияет на уровень бронхиальных секретов и проходимость дыхательных путей.

Дыхательные упражнения улучшают поступление воздуха в легкие во время работы. При этом увеличивается сила и выносливость дыхательных мышц, а так же подвижность грудной клетки. У ребенка улучшается комфорт дыхания в течение продолжительного времени.

Метод дыхательной гимнастики для детей при аденоидах

Топ 3 правил правильного дыхания

Правило № 1. Схема дыхания

Воздух вдыхаем носом и выпускаем через рот. Если фазы дыхания условно разделить на 6 частей, первые две должны приходится на вдох (носом), следующие три — выдох (ртом), а шестую тратим на паузу, после которой наступает еще один вдох.

Правило № 2. Глубина дыхания

Помимо продолжительности фаз дыхательного цикла, важна глубина дыхания. При появлении симптомов одышки, часто в панике, сокращаем глубину дыхания. Этого не делайте. Во время приступа удушья старайтесь усиленно проветривать легкие, через глубокое дыхание. Старайтесь использовать диафрагмальное дыхание.

Способ диафрагмального дыхания:

  • исходное положение лежа на спине с согнутыми в коленях ногами
  • руки сложены на животе под рёбрами на уровне желудка
  • набираем воздух носом так, чтобы сложенные на животе руки поднялись во время вдоха вверх
  • во время выдоха через рот, сложенные на животе руки свободно опускаются вниз — живот втягивается

Как только освоили диафрагмальное дыхание с сопротивлением рук, усложняйте упражнение, положив на живот книгу, пакет с песком и т.д.

Правило № 3. Частота дыхания

Посчитайте, сколько раз в течении минуты происходит полный цикл дыхания. Правильная частота для взрослого человека составляет 16 вдохов в минуту. Еще одна задача — регулировать количество вдохов до указанной нормы.

Обсуждения в интернете

Дыхательная гимнастика для детей при бронхите и кашле

Кашель — естественный способ очистить дыхательные пути. Восстанавливающие и поддерживающие упражнения для очистки дыхательных путей:

  1. Собираем воздух (по правилам описанным выше), а затем быстро выдыхаем сильным выдохом, одновременно произнося звук «фуу….», пока воздух не выйдет из легких. Этот способ выдоха воздуха помогает организму отхаркивающим действием.
  2. Вдыхаем воздух (согласно приведенным выше правилам), а затем выдыхаем несколькими короткими выдохами, так что выдох делился на 4-5 частей.
  3. Представляем 5 свечей перед собой, которые хотите потушить каждую по очереди. Последнюю свечку заканчиваем тушить звуком «фуу ….»

Действия, обеспечивающие ребенку с затрудненным отхаркиванием, нужный поток воздуха через легкие:

  • похлопывание
  • постуральный дренаж
  • вибрация
  • использование флаттера или маски, обеспечивающие положительное давление выдоха

Функциональный дренаж — положение тела, которое облегчает автоматический отток секретов, собравшихся в сегменте легкого. Чтобы правильно расположить тело, уточняем место скопления мокрот и конкретные позиции дренажа для каждого сегмента легких.

Дома дренажным положением будет то, в котором происходит одышка из-за оттока скопленных секретов. Нужно лечь на спину, бок, с небольшим поднятием груди над уровнем головы — положение Тренделенбурга. Вращаем торс методом проб и ошибок. Таким образом, находим нужное дренажное положение.

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Польза дыхательных упражнений для детей при аденоидах

Для лечения аденоидов используются самые разные методы. Способы медицинского воздействия подбирает лечащий врач, учитывая особенности каждой отдельной ситуации.

Поэтому иногда может быть назначено оперативное вмешательство, в некоторых случаях используется медикаментозная терапия, даже народные способы борьбы с недугом берутся на вооружение.

Нередко все эти способы сочетаются между собой, чтобы повысить эффективность лечения. Кроме них, очень полезной может оказаться дыхательная гимнастика при аденоидах. С ее помощью можно не только улучшить результаты терапии, но и ускорить процесс восстановления организма после операции по удалению аденоидов.

Как дыхательная гимнастика действует на организм?

Важно понимать, что выполнение дыхательных упражнений должно быть правильным, иначе результатов не будет, и даже начнутся осложнения. Поэтому ознакомить ребенка и его родителей с техникой выполнения специальных лечебных упражнений должен специалист. При этом, поскольку у дыхательной гимнастики есть противопоказания, врач должен убедиться, что у пациента их нет.

В остальном дыхательная гимнастика при увеличенных аденоидах для детей показывает высокие результаты. Как основной метод лечения ее рассматривать не стоит, но в сочетании с медикаментозной терапией или после удаления аденоидов эти упражнения могут помочь. Это один из методов лечения, результаты от использования которого проявляются не сразу и зависят от многих обстоятельств: формы заболевания, особенностей организма, регулярности выполнения и пр.

Еще одним плюсом метода является то, что дети относятся к дыхательной гимнастике как к игре (хотя это зависит от того, как организован процесс). Это вызывает у них больше позитивных эмоций, чем прием лекарств, что положительно влияет на самочувствие.

Дыхание является очень важным процессом для жизнедеятельности организма. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек правильно дышал.

Но учеными было установлено, что использование определенных дыхательных техник может способствовать улучшению самочувствия.

Существуют разные методики, применяя которые, можно избавиться от многих проблем. При аденоидах использование дыхательных упражнений может вызвать следующие положительные изменения:

  1. Снижается вероятность лицевых и грудных деформаций, если они уже есть, появляется возможность их исправления.
  2. Улучшаются процессы обмена.
  3. Приходят в норму кровообращение и деятельность сердца и сосудов.
  4. Восстанавливается нервная регуляция.
  5. Уменьшаются воспаления.
  6. Укрепляется организм в целом.
  7. Повышается тонус.
  8. Нормализуется иммунная защита.
  9. Нейтрализуются застойные явления в органах дыхания.
  10. Снижается количество отклонений психофизического типа.

Исходя из этого, можно сказать, что дыхательная гимнастика полезна не только в борьбе с аденоидами, но и для общего укрепления здоровья. Особенно важным является их применение в послеоперационный период, поскольку пациенту необходимо перестроится на нормальный тип дыхания.

Особенности комплекса

Существует немало методик выполнения дыхательных упражнений, разработанных специалистами. Можно ознакомиться с разными и выбрать ту, которая наиболее подходит. В этом может помочь врач. Также он может разработать индивидуальный комплекс упражнений, поскольку каждый ребенок отличается от остальных.

Вегетация аденоидов требует особого подхода даже в выполнении дыхательных упражнений. Перед началом занятий нужно провести небольшую разминку (похлопать, потопать подуть). Если в ходе нее у ребенка не возникло неприятных ощущений, он хорошо себя чувствует, можно переходить к самой гимнастике.

Однако если выполнение упражнений приводит к ухудшению самочувствия, слабости и утомлению, стоит прекратить гимнастику, а о неблагоприятных симптомах сообщить специалисту. Возможно, выбранная методика не подходит в конкретном случае, в ходе выполнения заданий делаются ошибки, или у ребенка имеются невыявленные противопоказания.

Наиболее эффективные комплексы

Основные методики дыхательных упражнений, которые можно использовать при аденоидах, это:

  • основная позиция – стоя, ноги нужно поставить на ширину плеч. При выполнении упражнения нельзя отрывать ступни от пола. Следует немного присесть. Упражнение заключается в совершении поворотов туловища в разные стороны и параллельном совершении вдохов. Спина должна оставаться ровной;
  • исходная позиция аналогична позиции в первом упражнении. Одну ногу нужно поднять, другую согнуть в колене, сделав резкий вдох. Далее следует пауза на несколько секунд, после чего делается выдох и возврат в исходное положение. Затем упражнение повторяется для другой ноги. Разрешено выполнение в лежачем положении;
  • нужно плотно закрыть ребенку рот и зажать одну из ноздрей. Вдохи и выдохи совершаются через свободную ноздрю;
  • вдохи и выдохи делаются через разные ноздри;
  • упражнение заключается в дыхании через рот. Обе ноздри закрыты. Нужно сделать недолгую паузу в дыхании, затем начать дышать с помощью рта;
  • на счет пять ребенку следует сделать вдох через нос. Далее следует задержка дыхания (тоже по счет), на пяти нужно выдохнуть ртом.

Наличие противопоказаний

Несмотря на то, что данный способ лечения является безопасным и полезным для организма, существуют случаи, когда им пользоваться нежелательно. Именно поэтому не стоит прибегать к таким упражнениям без ведома врача. У дыхательной гимнастики есть противопоказания, при наличии которых дыхательные упражнения могут оказаться вредными. Основные из них:

  • кровотечение;
  • серьезная травма;
  • плохое самочувствие, усталость;
  • головная боль;
  • гипертермия (температура выше 38 градусов);
  • заболевания внутренних органов в тяжелой форме;
  • высокое давление.

Если использование данного способа терапии ведется правильно и при отсутствии противопоказаний, он может показать высокие результаты. Не зря врачи рекомендуют своим пациентам использовать дыхательную гимнастику.

Особенно высока эффективность таких занятий при их сочетании с приемом лекарственных препаратов и соблюдением профилактических мер.

Но перед тем, как выполнять дыхательные упражнения, нужно проконсультироваться с врачом и ознакомиться с правилами выполнения заданий.

Ссылка на основную публикацию