Асоциальная личность: элементы поведения

Асоциальное поведение, его причины и профилактика

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм );
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития ), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения ), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие “девиантность” психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение – регулярные осознанные деструктивные действия.

Асоциальный человек

Асоциальный человек – это личность, выбирающая основой своего поведения поступки, не вписывающиеся в правила социального поведения людей, а также моральные предписания. При этом люди, ведущие асоциальный образ жизни, не являются нарушителями или преступниками, скорее они похожи на равнодушных, изолированных от общества элементов со своими системами ценностей и приоритетов, не поддерживающих общих правил и устоев. У асоциального человека нет ярко выраженного желания взаимодействовать, все социальные контакты происходят только по необходимости или же при наличии редких эмоциональных связей.

Асоциальное поведение человека может настораживать постоянным выбором индивидуальных видов деятельности, отсутствием полноценного общения, избегания совместных мероприятий. Экстровертированным людям такое поведение может показаться грубостью, недовольством или же прямым оскорблением, но на самом деле за этим нет открытой неприязни или ненависти, просто человеку лучше в одиночестве и самостоятельных видах деятельности.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других.

Даже при здоровом формировании нервной системы и развитии плода без генетических отклонений асоциальность развивается в негативных условиях семейной жизни. Когда к ребенку применяется насилие, как направляющий фактор поведения, общая атмосфера негативная и агрессивная, то эмоциональная сфера рушится и происходит социальное дистанцирование.

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Дети с гиперактивностью своим будущим во многом обязаны родителям и их отношению, так как такая непрямая особенность нервной системы может легко развиться в асоциальность, если пустить на самотёк или проявлять излишнюю жестокость.

Оставляя таких детей часто без присмотра, повышается риск возникновения преступных паттернов поведения по принципу вседозволенности. И пока это происходит в стенах дома без взрослых, в психике остаётся отпечаток, что и в большом мире можно вести себя как угодно, несмотря на знание официальных запретов. Чем младше ребёнок, тем легче он подчиняется правилам взрослых (родители или прохожие), поэтому снижение вероятности контакта с нестабильными элементами является профилактикой асоциальности.

Окружающая среда также влияет, например, в странах, где высокая плотность населения, а вся возможная работа связана с контактами, люди редко становятся асоциальными, только при условии серьёзных биологических факторов. Если же человек имеет выбор относительно своей деятельности и его не устраивает обстановка вокруг, то асоциальность является сознательным выбором. Это случается в ситуации несоответствия личности и её уровня культуры окружающим – когда скромная интеллигентная девушка живёт в селе, где общаются матом и регулярно пьют, то дистанцироваться от такого общества, уйти в интернет-заработок и полностью игнорировать их норму и требования может быть единственным спасением.

Так получается, что причины асоциальности могут появиться и до рождения и после середины жизни, в зависимости от психической структуры и окружающей обстановки, но при любых вариантах это качество нельзя отнести исключительно к негативу или позитиву. В одних ситуациях это приводит к развитию девиантного поведения, преступлениям и нарушению социальных связей, в других это помогает спасти собственную внутреннюю структуру и психику.

Как избавиться от асоциальности

Профилактика асоциального поведения человека – наиболее действенный метод тотального избавления от этого явления. Для этого со стороны учебного заведения тех детей, у которых присутствует отстранённость и другие признаки асоциального человека необходимо максимально привлекать к творческой деятельности и спорту, как способам направления их активности и социализации. Хороши любые внеклассные работы, дополнительные кружки и подготовки – всё, что обеспечит выплеск энергии и систематизацию свободного времени, где уменьшится влияние негативных элементов.

Также к профилактике относятся психологические беседы, как с детьми, так и с родителями. Это важно, ведь асоциальность начинает развиваться с раннего возраста, и наиболее подвержена семейному влиянию. Как бы не работали социальные службы и школы, если в семье нет соответствующего обращения, поддержки, то развитие социальных навыков будет идти по неправильному пути, в сторону закрытия личности или искажения эмоционально-поведенческих паттернов. Родителям необходимо начать следить за своим поведением, а не только ругать детей, создавать обстановку доверия вместо авторитарной диктатуры.

Читайте также:  Диета после пищевого отравления

Если вопрос об изменении асоциального поведения возникает у взрослых, при этом само дистанцирование не несёт негативных последствий (лишения свободы, снижения успеваемости, зарплаты и т.д.), то стоит оценить, откуда это желание. Часто общество навязывает стереотипы общения, открытости, полного контакта и непрерывной доступности, но это может не подходить лично вам. Если окружение требует пить с ними каждый вечер, то скорее это путь деградации и имеет смысл усилить асоциальность или же переехать. Когда асоциальность человека обусловлена причинами собственного выбора и желанием развития, то следует идти по пути замещения – неприятных знакомых интересными, большого круга товарищей небольшим количеством значимых людей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Антисоциальная личность, социопат (ВВП)

Книга «Введение в психологию». Авторы – Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Антисоциальные личности практически не имеют чувства ответственности, морали или интереса к другим. Их поведение почти полностью определяют их собственные потребности. Другими словами, у них нет совести. Если средний человек уже в раннем возрасте представляет себе, что поведение имеет определенные ограничения и что удовольствие следует иногда отложить с учетом потребностей других, антисоциальные личности редко принимают в расчет чьи-либо желания, кроме собственных. Они ведут себя импульсивно, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей и не переносят фрустрации. Антисоциальное поведение имеет ряд причин, включая членство в преступной группировке или криминальной субкультуре, потребность во внимании и повышенном статусе, потерю контакта с реальностью и неспособность контролировать импульсы. Большинство подростков-преступников и взрослых уголовников имеют определенный интерес к другим людям (к семье или членам банды) и некоторый моральный кодекс (не предавать друга). В отличие от них антисоциальная личность не питает никаких чувств ни к кому, кроме себя, и не чувствует вины или угрызений совести, независимо от того, сколько страданий она причинила другим. К другим характеристикам антисоциальной личности (социопата для краткости) относится необычайная легкость лжи, потребность будоражить себя или приводить в возбуждение, не заботясь о возможной травме, и неспособность изменять свое поведение в результате наказания. Такие индивиды часто привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди, весьма легко манипулирующие другими, короче — хорошие мастера обмана. Их компетентный и искренний вид позволяет им получить перспективную работу, но у них мало возможности на ней удержаться. Их неугомонность и импульсивность скоро приводит к провалу, открывающему их истинную натуру; они копят долги, бросают свои семьи, проматывают деньги фирмы или совершают преступления. Будучи пойманными, они настолько убедительно говорят о своем раскаянии, что им часто отменяют наказание и дают еще один шанс. Но антисоциальная личность редко живет в соответствии со своими заявлениями; сказанное ею не имеет отношения к ее делам и чувствам.

Социопат – не обязательно преступник. Для него просто не существуют другие люди, как люди.
скачать видео

Особенно показательными считаются две характеристики антисоциальной личности:

  • а) отсутствие сочувствия и интереса к другим;
  • б) отсутствие чувства стыда или вины, неспособность раскаяться в своих действиях независимо от того, насколько они были предосудительны (Hare, 1980).

О природе антисоциальной личности

Какие факторы способствуют развитию антисоциальной личности? Современные исследования сосредоточены на биологических детерминантах, особенностях отношений родителя и ребенка и на стилях мышления, способствующих антисоциальному поведению.

Биологические факторы

Есть весьма много данных в пользу генетических причин антисоциального поведения, особенно криминального. Исследования близнецов показывают, что у идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется (Rutter et al., 1990). Изучение усыновления показывает, что уголовные дела усыновленных сыновей более сходны с делами их биологических отцов, чем с их приемными отцами (Cloninger & Gottesman, 1987; Mednick etal, 1987).

Многие исследования обращались к гипотезе, что антисоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они стремятся к получению стимуляции и к ощущениям, которые приносят им импульсивные и опасные действия (см.: Могеу, 1993). Например, в одном исследовании сравнивались две группы подростков-преступников мужского пола, отобранных из камеры заключения суда для несовершеннолетних. В одной группе были подростки с диагнозом антисоциальной личности, в другой — с реакциями приспособления к негативным жизненным событиям. Экспериментаторы измеряли у них кожно-гальваническую реакцию (КГР) во время стресса (см. главу 11​). К обеим ногам испытуемых прикрепляли бутафорные электроды и говорили, что через 10 минут они получат очень сильный, но безопасный удар током. Испытуемым были видны большие часы, так что они точно знали, в какой момент это должно произойти. На самом деле никакого удара током не было. В состоянии покоя и при реакции на зрительные или звуковые стимулы различий в КГР между этими группами не было. Однако в течение 10 минут ожидания удара током в группе с приспособительными реакциями проявлялось значительно большее напряжение, чем в группе антисоциального поведения. В тот момент, когда по показаниям часов должен был состояться удар током, у большинства испытуемых с приспособительными реакциями КГР указывала на резкое возрастание тревожности. Такой реакции не было ни у кого из антисоциальных испытуемых (Lippert & Senter, 1966). Низкая возбудимость в ответ на тревожные стимулы может помешать антисоциальным личностям усвоить урок от полученного ими наказания, поскольку они не будут, как большинство людей, переживать его как неприятность и не станут беспокоиться, предвидя его снова.

Социальные факторы

Хотя у детей, у которых развилась антисоциальность, могла иметься к этому биологическая предрасположенность, исследования показывают, что на них также воздействует среда, способствующая антисоциальному поведению (Rutter, Qumton & Hill, 1990; Cadoret & Cain, 1980; Cloninger & Gottesman, 1987).

От качества родительского ухода, получаемого ребенком, имеющим склонность к сверхактивности и нарушениям в поведении, сильно зависит, разовьется ли из него полномасштабная антисоциальная личность (Loeber, 1990). Один из лучших индикаторов нарушений в поведении детей — уровень родительского надзора: у детей, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще развивается схема преступного поведения. Близкая к этому переменная — родительская безучастность: дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни (например, не знают, с кем их дети дружат), чаще становятся антисоциальными. Когда родители общаются с детьми, имеющими нарушения в поведении, это общение обычно характеризуется враждебностью, физическим насилием и насмешками (Patterson, DeBaryshe & Ramsey, 1989). Создается впечатление, что в подобных семьях родители часто игнорируют ребенка или не бывают дома, но, тем не менее, когда ребенок совершает проступок или как-то иначе выведет из себя родителя, ему устраивают суровую порку. Подтверждением тому, что эти родительские недостатки есть именно причина, а не просто коррелят нарушений в поведении детей, служит тот факт, что мероприятия, направленные на преодоление этих недостатков, позволяют успешно бороться с детскими нарушениями в поведении (Lochman et al, 1991). Биологические и семейные факторы, способствующие нарушениям в поведении, часто совпадают. У детей с нарушениями в поведении часто существуют нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приема наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении (Moffitt, 1993). Такие дети более раздражительны, импульсивны, неловки, сверхактивны, невнимательны и медленнее усваивают материал, чем их сверстники. Это затрудняет родительский уход за ними, и для них повышается риск плохого обращения и пренебрежения со стороны родителей. В свою очередь, родители этих детей, вероятнее всего, являются подростками или сами имеют психологические проблемы, способствующие неэффективному или грубому, несостоятельному выполнению ими родительских функций. Поэтому помимо наличия у них биологической предрасположенности к разрушительному антисоциальному поведению эти дети переживают обращение родителей, которое такому поведению способствует. В исследовании 536 мальчиков (Moffitt, 1990) обнаружилось, что у тех из них, у кого были и нейрофизиологические недостатки, и неблагополучная домашняя среда, показатели по шкале агрессии были в 4 раза выше, чем у мальчиков, не имевших ни нейропсихологических недостатков, ни неблагоприятного домашнего окружения.

Личностные факторы

У детей с нарушениями поведения обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия (Crick & Dodge, 1994). Они ожидают, что другие дети будут к ним агрессивны, и интерпретируют их действия, исходя из этого предположения, вместо того чтобы полагаться на признаки реально встретившейся ситуации. Кроме того, дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников (например, если кто-то взял их любимый карандаш) не случайным, а преднамеренным. Решая, какое действие предпринять в ответ на воспринимаемую провокацию сверстника, ребенок с нарушенным поведением будет делать выбор из очень ограниченного набора реакций, как правило, включающих агрессию. Если такой ребенок вынужден выбрать что-то помимо агрессии, он совершает сумбурные и неэффективные реакции и, как правило, все, кроме агрессии, полагает бесполезным и непривлекательным. Дети, которые так представляют себе социальное взаимодействие, склонны проявлять агрессивное поведение к другим. Их может ожидать расплата: другие дети бьют их, родители и учителя наказывают, и они воспринимаются обществом негативно. Эти ответные действия, в свою очередь, укрепляют их мнение, что мир настроен против них, и заставляют неверно интерпретировать будущие действия окружающих. Так может создаваться порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и антисоциальное поведение ребенка.

Пограничные состояния

В последние два десятилетия пограничное расстройство личности стало предметом значительного внимания популярной печати, клинических и исследовательских публикаций по психологии. Диагностическая категория пограничного расстройства личности была включена только в третье издание DSM в 1980 году. Однако клиницисты уже давно использовали термин «пограничный» для обозначения людей, которые как бы балансировали на грани между серьезными невротическими проявлениями (такими, как эмоциональная нестабильность) и приступами психоза​ (Millon, 1981). См.→

Определение понятия «асоциальность»

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» — это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.
Читайте также:  Гарднереллез у женщин – что это такое?

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это — личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Автор: Евгения Бессонова

Асоциальный человек, асоциальное поведение

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный – это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой – это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Как используется этот термин?

Асоциальный – это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Поведение

Асоциальный – это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие “асоциальное поведение” определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.
Читайте также:  Почему закладывает уши

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм?

Антисоциальная социопатическая личность

Доминирующие и наиболее часто проявляющиеся у конкретной личности мотивы определяют общую направленность личности (Е.В. Змановская). Что такое направленность?
Направленность – один из важнейших уровней личностной организации, выраженный в установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах индивида. В рамках теории личности С.Л.Рубинштейна наряду с такими уровнями, как уровень способностей и уровень характера, направленность предопределяет жизненный путь личности. При этом единая направленность личности задает иерархию её идеалов, интересов и потребностей.
Виды. Среди других видов направленности особо выделяют: профессиональную, социальную, коллективистскую и личностно центрированную направленность (И.М.Кондаков, с.366).
Социопатическая личность – расстройство личности, характеризующееся нарушением социального поведения индивида.
Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Август Айхорн (1876-1949), известный своей работой с трудными подростками, определяет делинквентность как “динамическое явление, результат взаимодействия психических сил, производящих искажения”.
А.Бек считает, что :”Антисоциальные личности утверждают, что имеют право управлять людьми или использовать их на основе убеждения, что с ними поступали несправедливо, или что другие нечестны, или что мы живем в обществе, где «человек человеку волк».

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

Социопатическая личность – расстройство личности, характеризующееся хроническим и значительным нарушением социального поведения индивида. Этот термин предлагался ранее взамен термина «психопатия» с тем, чтобы положить конец неадекватному использованию последнего, оказавшегося нагруженным негативными коннотациями. На самом деле, когда говорят о социопатической личности, то, во-первых, имеют в виду такие аспекты гипотетического личностного расстройства, которые являются достаточно относительными, зависящими от того, как они трактуются в том или ином культуральном контексте. Например, большевики в России – это непримиримые фанатики, «красные дьяволы», явно антисоциальные личности, а буржуа, с точки зрения последних, это эксплуататоры, паразиты, предатели общих интересов, враги общества и будущего, которые подлежат нейтрализации. Во-вторых, социопатами могут быть разные клинические формы психопатии. Термин не получил признания, так как введение в клинический контекст социально-психологических характеристик ещё более усложняет и без того непростую проблематику расстройств личности. Синонимы: Социопатия, Антисоциальное расстройство личности, Диссоциальное расстройство личности.

Антисоциальная личность, социопат (ВВП)
Материал Книга «Введение в психологию». Авторы – Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.
Антисоциальные личности практически не имеют чувства ответственности, морали или интереса к другим. Их поведение почти полностью определяют их собственные потребности. Другими словами, у них нет совести. Если средний человек уже в раннем возрасте представляет себе, что поведение имеет определенные ограничения и что удовольствие следует иногда отложить с учетом потребностей других, антисоциальные личности редко принимают в расчет чьи-либо желания, кроме собственных. Они ведут себя импульсивно, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей и не переносят фрустрации. Антисоциальное поведение имеет ряд причин, включая членство в преступной группировке или криминальной субкультуре, потребность во внимании и повышенном статусе, потерю контакта с реальностью и неспособность контролировать импульсы. Большинство подростков-преступников и взрослых уголовников имеют определенный интерес к другим людям (к семье или членам банды) и некоторый моральный кодекс (не предавать друга). В отличие от них антисоциальная личность не питает никаких чувств ни к кому, кроме себя, и не чувствует вины или угрызений совести, независимо от того, сколько страданий она причинила другим. К другим характеристикам антисоциальной личности (социопата для краткости) относится необычайная легкость лжи, потребность будоражить себя или приводить в возбуждение, не заботясь о возможной травме, и неспособность изменять свое поведение в результате наказания. Такие индивиды часто привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди, весьма легко манипулирующие другими, короче — хорошие мастера обмана. Их компетентный и искренний вид позволяет им получить перспективную работу, но у них мало возможности на ней удержаться. Их неугомонность и импульсивность скоро приводит к провалу, открывающему их истинную натуру; они копят долги, бросают свои семьи, проматывают деньги фирмы или совершают преступления. Будучи пойманными, они настолько убедительно говорят о своем раскаянии, что им часто отменяют наказание и дают еще один шанс. Но антисоциальная личность редко живет в соответствии со своими заявлениями; сказанное ею не имеет отношения к ее делам и чувствам.

Социопат – не обязательно преступник. Для него просто не существуют другие люди, как люди.
Особенно показательными считаются две характеристики антисоциальной личности:
• а) отсутствие сочувствия и интереса к другим;
• б) отсутствие чувства стыда или вины, неспособность раскаяться в своих действиях независимо от того, насколько они были предосудительны (Hare, 1980).
О природе антисоциальной личности
Какие факторы способствуют развитию антисоциальной личности? Современные исследования сосредоточены на биологических детерминантах, особенностях отношений родителя и ребенка и на стиляхмышления, способствующих антисоциальному поведению.
Биологические факторы. Есть весьма много данных в пользу генетических причин антисоциального поведения, особенно криминального. Исследования близнецов показывают, что у идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется (Rutter et al., 1990). Изучение усыновления показывает, что уголовные дела усыновленных сыновей более сходны с делами их биологических отцов, чем с их приемными отцами (Cloninger & Gottesman, 1987; Mednick etal, 1987).
Многие исследования обращались к гипотезе, что антисоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они стремятся к получению стимуляции и к ощущениям, которые приносят им импульсивные и опасные действия (см.: Могеу, 1993). Например, в одном исследовании сравнивались две группы подростков-преступников мужского пола, отобранных из камеры заключения суда для несовершеннолетних. В одной группе были подростки с диагнозом антисоциальной личности, в другой — с реакциями приспособления к негативным жизненным событиям. Экспериментаторы измеряли у них кожно-гальваническую реакцию (КГР) во время стресса (см. главу 11). К обеим ногам испытуемых прикрепляли бутафорные электроды и говорили, что через 10 минут они получат очень сильный, но безопасный удар током. Испытуемым были видны большие часы, так что они точно знали, в какой момент это должно произойти. На самом деле никакого удара током не было. В состоянии покоя и при реакции на зрительные или звуковые стимулы различий в КГР между этими группами не было. Однако в течение 10 минут ожидания удара током в группе с приспособительными реакциями проявлялось значительно большее напряжение, чем в группе антисоциального поведения. В тот момент, когда по показаниям часов должен был состояться удар током, у большинства испытуемых с приспособительными реакциями КГР указывала на резкое возрастание тревожности. Такой реакции не было ни у кого из антисоциальных испытуемых (Lippert & Senter, 1966). Низкая возбудимость в ответ на тревожные стимулы может помешать антисоциальным личностям усвоить урок от полученного ими наказания, поскольку они не будут, как большинство людей, переживать его как неприятность и не станут беспокоиться, предвидя его снова.
Социальные факторы. Хотя у детей, у которых развилась антисоциальность, могла иметься к этому биологическая предрасположенность, исследования показывают, что на них также воздействует среда, способствующая антисоциальному поведению (Rutter, Qumton & Hill, 1990; Cadoret & Cain, 1980; Cloninger & Gottesman, 1987).
От качества родительского ухода, получаемого ребенком, имеющим склонность к сверхактивности и нарушениям в поведении, сильно зависит, разовьется ли из него полномасштабная антисоциальная личность (Loeber, 1990). Один из лучших индикаторов нарушений в поведении детей — уровень родительского надзора: у детей, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще развивается схема преступного поведения. Близкая к этому переменная — родительская безучастность: дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни (например, не знают, с кем их дети дружат), чаще становятся антисоциальными. Когда родители общаются с детьми, имеющими нарушения в поведении, это общение обычно характеризуется враждебностью, физическим насилием и насмешками (Patterson, DeBaryshe & Ramsey, 1989). Создается впечатление, что в подобных семьях родители часто игнорируют ребенка или не бывают дома, но, тем не менее, когда ребенок совершает проступок или как-то иначе выведет из себя родителя, ему устраивают суровую порку. Подтверждением тому, что эти родительские недостатки есть именно причина, а не просто коррелят нарушений в поведении детей, служит тот факт, что мероприятия, направленные на преодоление этих недостатков, позволяют успешно бороться с детскими нарушениями в поведении (Lochman et al, 1991). Биологические и семейные факторы, способствующие нарушениям в поведении, часто совпадают. У детей с нарушениями в поведении часто существуют нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приема наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении (Moffitt, 1993). Такие дети более раздражительны, импульсивны, неловки, сверхактивны, невнимательны и медленнее усваивают материал, чем их сверстники. Это затрудняет родительский уход за ними, и для них повышается риск плохого обращения и пренебрежения со стороны родителей. В свою очередь, родители этих детей, вероятнее всего, являются подростками или сами имеют психологические проблемы, способствующие неэффективному или грубому, несостоятельному выполнению ими родительских функций. Поэтому помимо наличия у них биологической предрасположенности к разрушительному антисоциальному поведению эти дети переживают обращение родителей, которое такому поведению способствует. В исследовании 536 мальчиков (Moffitt, 1990) обнаружилось, что у тех из них, у кого были и нейрофизиологические недостатки, и неблагополучная домашняя среда, показатели по шкале агрессии были в 4 раза выше, чем у мальчиков, не имевших ни нейропсихологических недостатков, ни неблагоприятного домашнего окружения.
Личностные факторы. У детей с нарушениями поведения обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия (Crick & Dodge, 1994). Они ожидают, что другие дети будут к ним агрессивны, и интерпретируют их действия, исходя из этого предположения, вместо того чтобы полагаться на признаки реально встретившейся ситуации. Кроме того, дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников (например, если кто-то взял их любимый карандаш) не случайным, а преднамеренным. Решая, какое действие предпринять в ответ на воспринимаемую провокацию сверстника, ребенок с нарушенным поведением будет делать выбор из очень ограниченного набора реакций, как правило, включающих агрессию. Если такой ребенок вынужден выбрать что-то помимо агрессии, он совершает сумбурные и неэффективные реакции и, как правило, все, кроме агрессии, полагает бесполезным и непривлекательным. Дети, которые так представляют себе социальное взаимодействие, склонны проявлять агрессивное поведение к другим. Их может ожидать расплата: другие дети бьют их, родители и учителя наказывают, и они воспринимаются обществом негативно. Эти ответные действия, в свою очередь, укрепляют их мнение, что мир настроен против них, и заставляют неверно интерпретировать будущие действия окружающих. Так может создаваться порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и антисоциальное поведение ребенка.

Ссылка на основную публикацию