Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.


Девиантное поведение – что это такое, его виды, признаки и причины

Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».

Что такое девиантное поведение

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих норм;
  • Негативная оценка окружающих, введение санкций;
  • Нанесение ущерба себе и окружающим;
  • Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности – разрушительная.

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

  • Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:

  • Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
  • Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
  • Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
  • Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
  • Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические факторы

Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.

Психологические факторы

Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.

Социологические факторы

В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.

Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.

Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.

Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.

Является ли девиантным поведением наркомания

На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».

Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.

Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.

Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.

У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.

Однако большинство учёных всё-таки отвергает биологические теории девиантности. Единственное, с чем они согласны, – это влияние типа нервной системы на девиантность, но это влияние всё равно не является решающим.

Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.

Читайте также:  Воспалился лимфоузел за ухом – что делать?

Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.

Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.

Девиантное поведение

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей – неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% – акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Девиантное поведение — что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В русском языке очень много заимствованных слов, которые часто употребляются, но их смысл не всегда понятен из контекста (это, например, каршеринг или шоурум).

Сегодня я как раз хочу посвятить статью очередному заимствованному термину — девиации. Мы поговорим о том, что это такое и где он применяется. После чего подробно остановимся на его использовании в социологии, а именно на девиантном поведении, его примерах и тех, кого в обществе выделяют как девиантов.

Девиация, девиантное поведение и девианты — что это

Для начала разберемся в терминах.

Девиация – это отклонение в буквальном переводе с латинского слова deviatio.

Слово это используется в различных сферах деятельности человека. Например, в науке — это отклонение каких-то показателей от принятой нормы. В судоходстве — это отклонение судна от намеченного курса. Ну и, наконец, в социологии — это поведение личности или группы, выбивающееся за рамки принятых норм.

Вот именно с точки зрения социологии и психологии мы и рассмотрим это явление. Под отклонением в данном случае имеется в виду несоответствие проявлений индивида установленным в социуме нормам и правилам.

Если девиация – это отклонение, то девиантное поведение – это действия и поступки человека, которые воспринимаются обществом, как ненормальные или противоестественные.

Причем такое поведение является устойчивым способом существования. Например, мужчина, который постоянно становится участником драки: куда бы он ни шел – в гости или на работу, он везде находит повод распустить руки в отношении других. Или трудный ребенок, доставляющий массу неприятностей как родителям, так и учителям в школе.

Девиант – это человек, демонстрирующий выше описанные отклонения.

Девиантом может быть абсолютно любой человек, независимо от его возраста и пола – мужчина и женщина, старик и ребенок. Единичные случаи проявления отклонений изучают и исследуют психологи и медики, массовая девиация является предметом изучения социологии.

Читайте также:  Ветряная оспа у взрослых

Таким образом, есть три контекста определения и изучения девиации:

  1. с точки зрения психологии, это отклонение от социальных и морально-нравственных норм, которое проявляется в нарушении общественных правил взаимодействия, причинении морального и физического вреда себе и окружающим;
  2. в медицинском аспекте девиация рассматривается в рамках психического здоровья индивида: противоестественное поведение может сигнализировать о расстройстве психики, требующем фармакологического вмешательства;
  3. социология рассматривает явление массовых проявлений девиантного поведения, как угрозу для выживания человеческого вида. А именно: изучает, каким образом нарушаются процессы усвоения и передачи морали и нравственности, трансформируются устои и ценности в социальной среде.

Типы девиантного поведения и их примеры

В современном обществе выделяют 3 вида девиантного поведения. Как правило, они связаны между собой: одно вытекает из другого или им подкрепляется. Распознать их нетрудно, это может сделать даже ребенок, так как такие отклонения всегда бросаются в глаза «нормальному» человеку.

Итак, 3 вида девиации:

    Аддикции – это всевозможные зависимости, которые принято делить на химические и психические.

    К химическим адикциям относится алкоголизм, наркомания, табакокурение. Зависимость появляется у человека в связи с отсутствием в его жизни чего-то ценного. Она является компенсацией за то, чего нет.

Например, личность находится в постоянном напряжении из-за ситуации в семье: употребляя алкоголь, она таким образом, ищет морального и физического расслабления, убегает от невыносимой действительности.

На самом деле это иллюзия: напряжение уходит лишь на время действия алкоголя, проблемы так и остаются нерешенными, а эмоциональное состояние становится зависимым от химии.
Психологические адикции – это зависимости от других людей: их мнений, поведения и настроения. Например, ситуация, в которой девушка безответно влюблена и страдает по этому поводу: она не ест, мечтает умереть (лучше смерть, чем жить без любимого!), занимается саморазрушением, чтобы хоть немного ослабить душевные терзания в связи с отсутсвием рядом объекта вожделения.

К аддикциям также относят сектанство, фанатизм, зависимость от психотропов, пищи и т.д. Любое девиантное поведение данной формы ведет к полному разрушению личности, поэтому нуждается в обязательной коррекции.

Делинквентное поведение – противозаконное поведение, которое может быть опасным не только для нарушителя, но и для общества. Нарушитель – делинквент – человек, потерявший или не имеющий априори моральные ценности и действующий в целях собственных низменных потребностей.

Захотел денег – пошел, украл, возникло сексуальное желание – изнасиловал, нужно выпутаться из проблем – он делает это любым путем, даже ценой счастья близких и родных. Такие люди больше походят на животных – живут инстинктивно, не задумываясь об окружении.

  • Психопатологические проявления – поведение психически нездорового человека. Как правило, такие люди изолируются от общества и лечатся принудительно.
  • Аддикция как деструктивное (разрушающее) поведение проявляется в устойчивом негативизме индивида, постоянных столкновениях с другими, конфликтности, агрессивности. Личность живет на отрицательной энергии, разрушая себя и все вокруг.

    Типичными проявлениями девиантного поведения является поведение подростков в пубертатный период (это когда?). Сложные дети ведут себя вызывающе, грубят родителям, доводят учителей, начинают употреблять химические вещества, неосознанно наносить вред собственному телу в виде татуировок, шрамирования.

    Как распознать девианта

    Для лучшего понимания что такое девиантное поведение необходимо ознакомиться с его проявлениями или симптомами, которые подскажут, что перед вами – девиант. Даже если вы плохо знаете человека, познакомились с ним недавно, отклонения будут прослеживаться даже в мелочах.

    Например, при делинквентном поведении индивид слабо представляет, что такое законы, нормы и правила. В шуточной форме, он может украсть жвачку на кассе гипермаркета, сильно вспылить на человека, который случайно наступил ему на ногу, демонстрировать на словах несогласие и бунт.

    Аддиктивное поведение часто сопровождается делинквентным, но также может существовать самостоятельно. Такие люди очень ранимы, плохо переносят одиночество и легко поддаются влиянию. В данном случае примером девиантного поведения служат уличные группы подростков, употребляющих наркотики и промышляющие грабежами.

    Признаками психопатологические проявления являются бредовые мысли, галлюцинации, идефикс, иллюзорное восприятие реальности. А деструктивная форма отклонений проявляется различными видами агрессии, направленной как внутрь, так и вовне.

    Все проявления можно обозначить отдельным перечнем:

    1. проблема в адаптации, частые конфликты, принадлежность к «плохим» компаниям»;
    2. рассеянное внимание, бросание дел на полпути, отсутствие ответственности;
    3. инфантильность, неопрятность в одежде и бытовой сфере;
    4. психические расстройства в виде фобий, тревог и других невротических проявлений;
    5. типичными проявлениями девиантного поведения являются также низкая самооценка и неуверенность в собственных силах;
    6. слабое здоровье, болезненность, психосоматические проявления, проблемы со сном;
    7. изолирование себя от общества, частые уходы из дома с целью побыть в одиночестве;
    8. импульсивное поведение, упрямство, негативизм, агрессия;
    9. нетипичные склонности и интересы (например, увлечение экстримом).

    Причины возникновения девиации у личности

    Причины этого явления могут быть самыми разными, но каждая из них полностью подчиняет себе человека, трансформируя его личность на поведенческом и когнитивном уровне.

    Основными причинами являются:

      Окружающая среда, в которой рос и развивался ребенок. Незрелые родители не могут организовать в семье здоровый психологический климат и дать детям хорошее, правильное воспитание. Это неблагополучные семьи, где взрослые пьют, дерутся, демонстрируют неуважительное отношение друг к другу и окружающим.

    Семья, где отсутствует один из родителей, также способствует искажению детской картины мира, является причиной проблем общения с противоположным полом. Если дома детей унижают и причиняют физический вред, они становятся злыми и срывают свой гнев в обществе.

    Ребенок, чьи родители ведут себя холодно и дистанцировано по отношению к нему, неосознанно используют девиантное поведение, как способ привлечь к себе внимание (отрицательное внимание в виде наказаний тоже является по своей сути вниманием);

  • Психологические особенности характера тоже может провоцировать проявления девиации. Характерные особенности индивида в совокупности со средой иногда приводят к развитию психо- и социопатий, которые, в свою очередь, рождают поведенческие отклонения;
  • Со стороны биологического обоснования девиант становится таковым ввиду врожденных или приобретенных заболеваний (телесных, физиологических). Например, если у ребенка имеются нарушения мозга, влекущие за собой угнетение интеллектуальных функций, то он просто не способен понять, что бить других плохо и наказуемо – у него просто нет для этого ресурсов.
  • Коррекция девиантного поведения

    Мы изучили явление девиантного поведения: что это такое, и откуда оно берется. Перейдем к тому, что с этим делать.

    Если отклонения уже были обнаружены, то используется один из двух методов коррекции либо сразу оба:

    1. Медицинский подход используется там, где имеют место нарушения психики и телесные болезни, как следствие. Например, невротические проявления в виде тревожности или астенического симптома снимаются седативными средствами, транквилизаторами и антидепрессантами. Лечение зависимости от алкоголя или наркотиков также невозможно без лекарственных средств, чтобы снять синдром отмены и облегчить человеку выход из аддикции.
    2. Метод психотерапии включает в себя работу психолога с мыслями и поведением девианта, а также терапевтические мероприятия в его ближайшем окружении. С помощью специалиста индивид вырабатывает новые стратегии мышления и линии поведения, происходит трансформация морально-нравственных ценностей и характерологических черт.

    Такая работа может проводиться с человеком в двух контекстах: личной и групповой терапии. Второй способ больше подходит для девиантов, имеющих нарушения коммуникативной функции, что часто является одной из причин поведенческих отклонений.

    В ряде случаев, когда такое поведение несет опасность для общества или самого индивида, последний может быть насильственно изолирован – помещен в соответствующее заведение: тюрьму, психиатрическую клинику или учебные заведения закрытого типа (для детей).

    Вспомогательными инструментами в лечении поведенческих отклонений являются занятия йогой, медитации, дыхательные упражнения и различные корректирующие программы. Например, для алкозависимых существует программа «12 шагов», которая поддерживает человека на пути к выздоровлению.

    Девиация — что это такое в психологии, причины, виды и профилактика девиантного поведения

    В психологии существует такой термин, как девиация. Им характеризуют отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе. Девиантные поступки, с точки зрения морали и закона, недопустимы. Однако люди в силу разнообразных причин, целей и жизненных обстоятельств действуют вразрез с нормами, приемлемыми в социуме.

    Что такое девиация: виды и примеры

    Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.

    • деликвентная (преступления);
    • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
    • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
    • психопатологическая (заболевания психики);
    • диссоциальная (ненормальное поведение);
    • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

    Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

    Социальная девиация может быть как положительной, так и отрицательной. Девиантный поступок в социуме зависит от определяющей его мотивации. Проявление бесстрашия и героизма, научные новшества, путешествия и совершение новых географических открытий — это признаки положительной девиации. Позитивными девиантами являются: А. Эйнштейн, Х. Колумб, Джордано Бруно и другие.

    Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:

    • свершение преступного деяния;
    • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
    • секс за деньги.

    Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.

    Примеры отрицательной девиации:

    • оскорбления;
    • рукоприкладство;
    • драка;
    • нарушение традиций;
    • компьютерная зависимость;
    • бродяжничество;
    • азартные игры;
    • самоубийство;
    • громкий смех в общественных местах;
    • вызывающий макияж, одежда, поступки.

    Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст. В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему. Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.

    Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.

    Виды коммуникативной девиации:

    • аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
    • аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
    • гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
    • фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).

    Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса. Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение. Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.

    Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным. Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни. Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.

    Формы девиантного поведения

    Типология девиантного поведения разработана известным американским социологом Робертом Мертоном. Он предложил классификацию, которая основывается на противоречиях между целями и всеми возможными методами их достижения. Каждый индивидуум сам решает, какие средства выбрать для получения провозглашённых обществом целей (успеха, славы, богатства). Правда, не все средства являются дозволительными или приемлемыми. Если существует некая несогласованность в стремлениях индивида и выбранных им методах добиться желаемого результата, такое поведение является девиантным. Однако само общество ставит людей в такие обстоятельства, когда не все могут честно и быстро разбогатеть.

    • инновация — соглашение с целями общества, но использование запрещённых, но действенных методов их достижения (шантажисты, преступники, учёные);
    • ритуализм — отбрасывание целей из-за невозможности их достижения и использование средств, не выходящих за рамки дозволенного (политики, бюрократы);
    • ретреатизм — бегство от реальности, отказ от социально одобренных целей и отречение от законных методов (бомжи, алкоголики);
    • бунт — отказ от принятых социумом целей и способов их достижения, замена устоявшихся правил на новые (революционеры).

    По мнению Мертона, единственным видом недевиантного поведения считается конформное. Индивидуум соглашается с целями, установленными в социальной среде, выбирает правильные методы их достижения. Девиация не подразумевает исключительно негативное отношение индивида к принятым в социуме правилам поведения. Преступник и карьерист стремятся к одинаковой и одобряемой обществом заветной цели — к материальному благополучию. Правда, каждый выбирает свой способ его достижения.

    Признаки девиантного поведения

    Психологи определяют склонность индивида к девиантному поведению по ряду характерных признаков. Порой такие особенности личности являются симптомами психических заболеваний. Признаки девиации указывают на то, что индивидуум в силу своего статуса, здоровья, характера склонен к асоциальным поступкам, вовлечению в преступность или в деструктивную зависимость.

    Признаки девиантного поведения:

    Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом достижения некоторых целей.

    1. Неуправляемость.

    Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.

    1. Резкое изменение настроения.

    У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.

    1. Желание быть незаметным.

    Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.

    Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.

    Причины девиантного поведения

    Девиантность имеет место в любом обществе. Однако её степень распространения и число девиантных личностей зависит от уровня развития общества, показателей экономики, состояния морали, создания для граждан нормальных условий жизни, социальной защищённости населения. Девиантность усиливается в эпоху разрухи, социального потрясения, политической неразберихи, экономического кризиса.

    Существует около 200 причин, в силу которых индивид выбирает для себя девиантное поведение. Согласно исследованиям социологов, на поступки и образ мышления людей влияют различные факторы. Именно они определяют поведенческую модель индивида ради достижения им своих целей.

    Некоторые причины девиаций:

    1. Уровень развития общества (экономический кризис).
    2. Среда, в которой живёт, растёт и воспитывается индивид.Если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то он перенимает опыт родителей и проявляет девиацию в поведении. Дети, выросшие в полных и нормальных семьях, имеют правильные жизненные ориентиры, они живут, действуют в рамках культурных и общественных норм.
    3. Биологическая наследственность. Врождённая предрасположенность индивида к отклоняющемуся от нормы стилю поведения.
    4. Влияние неправильного воспитания, обучения, направления саморазвития. Индивид совершает неправильные поступки под влиянием негативного примера.
    5. Негативное влияние окружения, давление группы. Человек, желая вести себя так же как и его друзья, начинает употреблять наркотики или пить алкогольные напитки.
    6. Игнорирование морально-этических норм. Женщины занимаются сексом за деньги, стремясь улучшить своё материальное положение. При этом они не обращают никакого внимания на нравственность.
    7. Психические заболевания. Умственные дефекты могут стать причинами самоубийств.
    8. Материальное неблагополучие. Бедный человек, не имеющий законных средств достижения своей цели, например, богатства, может отважиться на преступление.
    9. Пропаганда сексуальной свободы «плюс» психические отклонения. Вследствие сексуальной девиации индивиду нравится сексуальная извращённость.
    10. Круговая порука и безнаказанность. Бездействие правоохранительных органов и кумовство приводит к коррупции и хищению государственной собственности.

    Жизнь человека насыщена огромным количеством норм поведения, которые находятся в конфронтации друг с другом. Неопределённость в отношении социума к многочисленным правилам порождает сложности в выборе стратегии личностного поведения. Такая ситуация приводит к аномии в общественной жизни. Индивид порой не может самостоятельно правильно определить стратегию своих дальнейших действий и ведёт себя девиантно.

    Теории девиации

    Многие учёные старались объяснить девиантное поведение и выдвинули на этот счёт ряд своих теорий. Однако все эти концепции представляют собой описание факторов, повлиявших на возникновение девиации. Самой первой попыткой объяснения девиантности является гипотеза о врождённой биологической патологии у девиантных личностей.

    Такие учёные, как Ч. Ломброзо, У. Шелдон склонность к преступности объясняли физиологическими факторами. Люди криминального типа, по их мнению, имеют определённые анатомические данные: выдающаяся вперёд челюсть, отличные физические данные, притуплённое чувство боли. Однако на окончательное формирование криминального поведения влияют неблагоприятные социальные условия.

    Склонность к деликвентному поведению учёные объясняли и с помощью психологических факторов. Согласно концепции Зигмунда Фрейда, люди, обладающие определённым темпераментом (экспрессивные или, наоборот, замкнутые и эмоционально сдержанные особы), более подвержены девиации, чем остальные. Однако эмпирические наблюдения не дали необходимых результатов, подтверждающих его теорию. Также З. Фрейд считал, что на предрасположенность к девиации могут повлиять внутренние конфликты личности. Согласно его концепции под пластом сознательного у каждого индивида находится сфера бессознательного. Первозданная природа, состоящая из низменных страстей и инстинктов, может вырваться наружу и вызвать девиацию. Такое происходит в результате разрушения сознательной надстройки, когда нравственные принципы индивида слишком слабы.

    Самыми правдивыми считаются социологические теории. Эти концепции рассматриваются с точки зрения функционального и конфликтологического (марксистского) подхода. В первом случае девиантное поведение является отклонением от принципов и правил, принятых в социуме. Согласно концепции аномии Э. Дюркгейма причиной девиации есть разрушение социальных ценностей в эпоху наступления неблагоприятных социальных перемен. Кризисная обстановка в обществе порождает рост преступности.

    Эго теорию дополнил Р. Мертон, который считал, что классовому обществу всегда будет присуща аномия. В рамках функциональной концепции существует и теория деликвентных культур. Её основоположники П. Миллер, Т. Селлин считали, что деликвентные субкультуры, когда-то возникнув, обладают свойствами к самовоспроизводству. Молодые люди постоянно будут втягиваться в подобные негативные субкультуры, потому что не смогут самостоятельно бороться с их влиянием в обществе.

    Согласно конфликтологическому подходу социологической теории девиации, на возникновение девиантных субкультур влияют правящие классы общества. Они определяют некоторые формы поведения как девиации и способствуют формированию деликвентных субкультур. Например, автор концепции стигматизации Говард Беккер выдвинул теорию, что небольшая по численности группа влиятельных в обществе лиц, согласно собственным представлениям о порядке и морали, создаёт правила, являющиеся нормой в конкретном обществе. Людям, отступившим от их правил, приклеивают ярлыки. Если человек, однажды став преступником, получает наказание, то впоследствии после освобождения он вливается в уголовную среду.

    Сторонники радикальной криминологии попытались объяснить девиацию с точки зрения марксисткого подхода. По их мнению, анализу и критике должны подлежать не поступки людей, а содержание законодательных актов. Правящие классы с помощью законов стараются закрепить своё господство и не дать возможности обыкновенным людям честно заработать деньги, а также отстоять свои законные требования и общественные права.

    Склонность к девиантному поведению формируется у человека на протяжении длительного периода времени. Прежде чем индивид отважится на серьёзное преступление, в его жизни должно произойти ряд событий, которые повлияют на его готовность к девиации. На формирование отклонений в поведении влияет среда, в которой проживает индивид, круг его общения, интересы личности, его умственные способности и возможность добиться поставленной цели, не выходя за рамки законов и общественных норм.

    Не всегда отсутствие материального благополучия толкает человека на противозаконное поведение. Рекламируя общественные блага, деньги и успех, но не давая возможности добиться заветной цели, общество само обрекает людей на девиантное поведение. Под влиянием разнообразных жизненных обстоятельств и давления субкультур граждане могут совершить преступление в одиночку или сообща восставать против существующих несправедливых порядков. Все эти примеры девиации продиктованы влиянием социальных факторов.

    Проблемы в поведении членов семьи, например, трудных подростков можно решить, если вовремя обратиться к практикующему психотерапевту. С помощью опытного психолога удастся понять причины девиации, а также наметить пути корректировки неправильного отношения к жизни и асоциального поведения.

    Обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину можно по интернету в любое время. Посмотреть ролики для саморазвития и лучшего понимания окружающих можно здесь.

    Девиантное поведение: виды, причины и проявления

    Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения», а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

    Причины девиантного поведения

    Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

    1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
    2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
    3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
    4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
    5. Психосоматические расстройства.
    6. Аномалии психофизического развития.
    7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

    Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

    Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

    • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
    • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

    Общероссийские негативные факторы

    Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

    • растущая коммерция;
    • культивирование физической силы и успеха;
    • обилие рекламы;
    • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
    • неопределенность в жизненных ориентирах;
    • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
    • недостатки в системе профилактики девиаций;
    • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
    • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

    Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

    Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

    Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

    Виды и формы девиантного поведения

    На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

    Классификация Н. В. Барановского

    Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

    • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
    • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

    Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

    Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

    Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

    • преступность;
    • алкоголизм;
    • наркомания;
    • суицидальное поведение;
    • вандализм;
    • проституция;
    • сексуальные девиации.

    Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

    1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
    2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
    3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
    4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

    Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

    Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

    Классификация Р. Мертона

    Социолог выделил пять видов отклонений:

    • подчинение;
    • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
    • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
    • ретритизм (уход от реальности);
    • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

    То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

    Классификация А. И. Долговой

    Подразделяет девиации на две группы:

    • отклоняющееся поведение;
    • преступность.

    Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

    Классификация О. В. Поликашиной

    Выделяет следующие формы отклонений:

    • совершение правонарушений;
    • пьянство;
    • наркомания;
    • токсикомания;
    • употребление психотропных веществ;
    • ранняя половая распущенность.

    Общепринятая классификация в клинической психологии

    В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

    • агрессия по отношению к другим;
    • уничтожение имущества;
    • воровство;
    • другие серьезные нарушения правил.

    В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

    • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
    • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
    • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
    • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

    Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

    Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

    В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

    • рискованное сексуальное поведение;
    • аутодеструктивное поведение;
    • бродяжничество;
    • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

    По направленности девиации можно разделить на:

    • отклонения корыстной направленности;
    • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
    • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

    В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

    • скрытый и прямой суицид;
    • расстройства привычек и влечений;
    • расстройства питания;
    • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
    • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

    Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

    • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
    • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
    • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
    • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

    У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

    Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

    • музыкальные группы;
    • театральные труппы;
    • спортсмены;
    • юные художники.

    Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

    Итоги

    Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

    Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

    Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

    Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

    Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

    Читайте также:  Отхаркивающие средства от кашля
    Ссылка на основную публикацию